Человечество потеряло сотни миллионов часов на ввод капчи
Вводя капчу, мы бесплатно работаем на Google, одновременно позволяя анализировать технические данные наших устройств, сообщает Press.kz.
Изначально капча создавалась как мера защиты интернет-ресурсов. В 2007 году у разработчика Луиса фон Ана появилась идея использовать ее не только для борьбы с ботами, но и для помощи в оцифровке книг и газетных архивов, пишет hi-tech.mail.ru. Его проект, названный reCAPTCHA, оказался настолько эффективным, что The New York Times использовала его для перевода в цифровой формат 13 миллионов статей, датируемых с 1851 года. В 2009 году Google приобрела reCAPTCHA, применяя технологию для улучшения Google Books и Google Street View.
Однако к 2025 году капча перестала быть надежной защитой от автоматизированных систем. Современные боты научились обходить ее, и эффективность этой технологии в борьбе со спамом и атаками значительно снизилась. Тем не менее, Google продолжает использовать reCAPTCHA, но теперь уже с иной целью. Новое исследование показало, что этот инструмент превратился в мощную систему отслеживания пользователей, собирающую огромное количество данных и приносящую компании миллиарды долларов.
По словам экспертов, reCAPTCHA создает детализированную цифровую «карту» каждого пользователя, фиксируя его поведение в реальном времени. Доктор Эндрю Серл, бывший исследователь компьютерной безопасности из UC Irvine, утверждает, что система анализирует не только клики и передвижения мыши, но и такие параметры, как история браузера, файлы cookie, разрешение экрана и уникальные характеристики устройства. В своей научной работе он показывает, что основная функция reCAPTCHA теперь связана не столько с безопасностью, сколько с рекламными технологиями и сбором персональных данных.
Исследование, в котором приняли участие более 3 600 пользователей, также выявило серьезную проблему потери времени. Согласно расчетам, сложные графические задания требуют на 557% больше времени на решение, чем простая проверка в один клик. В общей сложности, выполнение таких тестов по всему миру отняло у пользователей 819 миллионов часов. Это время равно примерно 1289 жизням, а если пересчитать его в среднемировые зарплаты — эквивалентно затратам в $6,1 миллиарда долларов. Зато Google получает от этого процесса колоссальную выгоду. Стоимость собранных данных, включая рекламные метаданные и файлы cookie, оценивается в $888 миллиардов.