Человечество потеряло сотни миллионов часов на ввод капчи

Вводя капчу, мы бесплатно работаем на Google, одновременно позволяя анализировать технические данные наших устройств, сообщает Press.kz.

Фото: pixabay.com

Изначально капча создавалась как мера защиты интернет-ресурсов. В 2007 году у разработчика Луиса фон Ана появилась идея использовать ее не только для борьбы с ботами, но и для помощи в оцифровке книг и газетных архивов, пишет hi-tech.mail.ru. Его проект, названный reCAPTCHA, оказался настолько эффективным, что The New York Times использовала его для перевода в цифровой формат 13 миллионов статей, датируемых с 1851 года. В 2009 году Google приобрела reCAPTCHA, применяя технологию для улучшения Google Books и Google Street View.

Однако к 2025 году капча перестала быть надежной защитой от автоматизированных систем. Современные боты научились обходить ее, и эффективность этой технологии в борьбе со спамом и атаками значительно снизилась. Тем не менее, Google продолжает использовать reCAPTCHA, но теперь уже с иной целью. Новое исследование показало, что этот инструмент превратился в мощную систему отслеживания пользователей, собирающую огромное количество данных и приносящую компании миллиарды долларов.

По словам экспертов, reCAPTCHA создает детализированную цифровую «карту» каждого пользователя, фиксируя его поведение в реальном времени. Доктор Эндрю Серл, бывший исследователь компьютерной безопасности из UC Irvine, утверждает, что система анализирует не только клики и передвижения мыши, но и такие параметры, как история браузера, файлы cookie, разрешение экрана и уникальные характеристики устройства. В своей научной работе он показывает, что основная функция reCAPTCHA теперь связана не столько с безопасностью, сколько с рекламными технологиями и сбором персональных данных.

Исследование, в котором приняли участие более 3 600 пользователей, также выявило серьезную проблему потери времени. Согласно расчетам, сложные графические задания требуют на 557% больше времени на решение, чем простая проверка в один клик. В общей сложности, выполнение таких тестов по всему миру отняло у пользователей 819 миллионов часов. Это время равно примерно 1289 жизням, а если пересчитать его в среднемировые зарплаты — эквивалентно затратам в $6,1 миллиарда долларов. Зато Google получает от этого процесса колоссальную выгоду. Стоимость собранных данных, включая рекламные метаданные и файлы cookie, оценивается в $888 миллиардов.

Темы: