Чем грозит Казахстану третья волна мигрантов из России, которая будет весной
Армия Российской Федерации сейчас переживает не лучшие времена. Война с Украиной длится уже почти год, на фронте гибнут как контрактники, так и мобилизованные граждане. Не за горами весенний призыв в армию Российской Федерации, который вряд ли пройдет тихо и может внести свои коррективы в критерии отбора призывников. Ожидать ли казахстанцам третью волну наплыва мигрантов из России и какие последствия нас ожидают – в материале Press.kz.
Изменения в армии
С 1 апреля 2023 года начинается весенний призыв в армию Российской Федерации.
Призыв продлится 3,5 месяца и в этот период все мужчины с 18 до 27 лет должны явиться в военкомат.
При этом министр обороны Российской Федерации Сергей Шойгу в декабре 2022 года на итоговой коллегии ведомства с участием Владимира Путина предложил, чтобы призывной возраст увеличили с 18 лет до 21 года, а предельный возраст — до 30 лет.
При комплектовании Вооружённых Сил поэтапно увеличить возраст призыва граждан с 18 до 21 года, а предельный – повысить до 30 лет. Обеспечить возможность по желанию граждан поступать на военную службу по контракту с первого дня прихода на службу, — предложил министр.
В Госдуме РФ поддержали предложение министра обороны и ожидают официального законопроекта для рассмотрения.
Массовая миграция россиян в Казахстан
В связи с военными действиями на территории Украины, многие граждане Российской Федерации покинули страну. В сентябре 2022 года, с момента объявления Владимиром Путиным частичной мобилизации, из страны уехало от 700 тысяч до миллиона человек.
В сентябре въехало 406 000 россиян, причем большая часть с 21 по 30 сентября, в силу известных причин. Если до этого среднесуточная иммиграция россиян составляла порядка 8-9 тысяч в день, то в эти дни среднесуточный приток россиян достигал 30 000 человек в день, — сообщает исполняющий обязанности председателя Комитета миграционной службы МВД Аслан Аталыков.
Наша страна с момента начала войны на Украине пережила уже две волны мигрантов из России – первая прошла с конца февраля – до марта, вторая пришлась на конец сентября – начало октября. Если первая волна прибытия мигрантов прошла относительно спокойно, то вторая волна уже дала о себе знать и не оставила равнодушным никого из граждан. Небывалый рост цен на аренду жилья даже в самых маленьких городах, выселение местных жителей из квартир в связи с их неспособностью оплатить взлетевшую в три раза аренду, очереди у ЦОНов, банков, создание бесконечных телеграмм-групп по оказанию помощи релокантам – все это только основные последствия приезда такого большого количества россиян в Казахстан.
Мнения наших граждан разделились – одни горячо поддерживали прибывших, делились кровом и едой, кто-то даже помогал найти хотя бы временную работу. Другие же, напротив, оказались крайне недовольными прибытием такого большого количества людей, аргументируя это невозможностью принять всех мигрантов и пророча серьезные экономические проблемы. Жаркие дебаты продолжались недолго — к середине октября большая часть россиян покинула пределы нашей страны. Их отъезд, с одной стороны, опроверг предсказания о серьезных экономических последствиях, таких как безработица. С другой стороны, арендодателям с их завышенными в три раза ценами за жилье, пришлось их в срочном порядке снижать, чтобы не понести убытков.
Однако часть россиян, в пределах 100 000 человек, остались в стране — кто-то даже смог найти работу. Говорить об их ассимиляции пока рано, это покажет время, если они действительно решат здесь задержаться.
Отмена визарана
К началу весны прогнозируется третья волна мигрантов в Казахстан. Однако теперь прибывшим в страну предстоит столкнуться с новой реальностью – отменой визарана в Казахстане.
С 27 января 2023 года в Казахстане вступили в силу новые правила въезда иностранцев в страну, отменяющие визаран, то есть возможность многократного «обнуления» срока пребывания в стране за счет кратковременного выезда за ее пределы.
Иными словами, теперь граждане России смогут находиться в республике не более 90 суток в течение 180 дней, в течение каждого полугодового периода. Прежде иностранцы могли выехать за пределы Казахстана и снова въехать для того, чтобы обнулить максимальный срок пребывания в стране. Ранее в правилах въезда для россиян отсутствовало ограничение на пребывание в стране в течение полугодового периода. Также надо понимать, что эти ограничения не распространяются на иммигрантов, прибывших в Казахстан по визе и для граждан, оформивших разрешение на временное проживание. Для них срок пребывания в стране регулируется сроком действия разрешительных документов. Это новшество затруднит возможность пребывания мигрантов в стране.
Мнение экспертов
Марат Каирленов, кандидат экономических наук, директор «Улагат Консалтинг Групп» считает, что из-за отмены визарана большая часть мигрантов может решить уехать в другие страны, и будет не такой большой поток.
Возможно, будут использовать нашу страну как перевалочный пункт, чтобы уехать дальше, — говорит эксперт.
Достаточно сложно будет спрогнозировать масштабы третьей волны беженцев. Россияне могут принести позитивные моменты на наш рынок. Например, мы видим увеличение счетов и, соответственно, банковских операций в наших банках.
Третья волна однозначно будет по уровню доходов совсем другой, по профессиональному составу тоже, потому что во время первой и второй волн уезжали люди, географически не привязанные к месту. Я не думаю, что третья волна будет предсказуемой, непонятно, какое у них будет настроение, они ведь тоже подвергаются информационному воздействию в своей стране. Для экономики, несомненно, будет достаточно позитивных моментов, тогда как для людей это часто будет раздражающим фактом. Нельзя забывать, чтоожидается ужесточение пакета санкций для России, что усложнит для нас торгово-экономическое взаимодействие в некоторых сферах, например, вводится эмбарго на нефтепродукты. Такие вещи бьют по нашей экономике, нам нужно налаживать новые каналы через Каспийское море, что будет сопровождаться большими расходами, — отмечает спикер.
Также Марат Каирленов обращает внимание на возможные провокации со стороны российских властей через «засланных казачков».
Нельзя исключать вероятность того, что через мигрантов будут запускать агентов ФСБ – это один из инструментов кремлевской власти и то, как они видят нас, возможны провокации с их стороны, — напоминает Каирленов.
Экономист Арман Байганов также не питает иллюзий по поводу возможного прибытия новой партии беженцев, на этот раз «косящих» от армии.
Я считаю, что третья волна негативно скажется на Казахстане, поскольку теперь под весенний призыв может подпасть большая категория граждан, не подпадавших по возрасту ранее. Также присутствует паника среди населения, поскольку не видно конца-края войне на Украине, — сказал эксперт.
Экономист отметил возможность создания в стране гуманитарной напряженности из-за большого количества беженцев, в особенности тех, кто будет пересекать границу незаконно, и выразил обеспокоенность за экономику Казахстана при подобном исходе.
Возможно, что граница будет закрыта, но есть также окольные пути для пересечения границы – все это может создать гуманитарную напряженность в Казахстане. Например, в Украине за рубеж выехало около 9-10 миллионов человек при населении около 40 миллионов. При общем количестве населения России, даже если это будет не такой большой процент, по факту речь идет о миллионах людей, пересекающих российско-казахстанскую границу. Это очень опасно, экономика Казахстана не осилит такое большое количество населения. Первоначально переселенцы, которые приезжали ранее, имели при себе какие-то сбережения, а теперь, возможно, прибудут другие категории населения, сейчас в России уровень жизни ухудшился, средств на длительное проживание в Казахстане у них не будет. Может возникнуть такой гуманитарный кризис, что государству придется помогать мигрантам. Это может спровоцировать рост цен на недвижимость, повсеместный рост инфляции, при том, что сама экономика не будет поспевать за наплывом беженцев, — говорит Байганов.
Из негативных моментов Марат Каирленов также отметил рост инфляции и цен на аренду жилья. Директор «Улагат Консалтинг Групп» отмечает, что прибывшим не так просто будет влиться на наш рынок труда, поскольку он не такой большой, а какие-то профессии и вовсе не востребованы у нас в стране. Безработица и безденежье среди приезжих в нашей стране в итоге могут подтолкнуть их на преступный путь.
Негативный сценарий также может влиять на криминогенную обстановку. Это исключать нельзя. В первую и вторую волну приезжали люди в основном с неплохими средствами. Если, не дай бог, у человека деньги кончились, из жилья выгоняют – криминогенный сценарий исключать нельзя, поэтому такие риски, несомненно, есть. Нельзя закрывать глаза и говорить, что все приезжие белые и пушистые. Едут широкие слои общества, также от призыва приедут молодые люди, в большинстве своем не успевшие получить образование, опыт работы. И не факт, что родители смогут их финансово поддерживать в чужой стране. Также же ситуация с рынком недвижимости в России близка к обвалу, продать жилье стало достаточно сложно, — сказал Каирленов.
Из положительных моментов Марат Каирленов называет развитие бизнеса в Казахстане, но при этом ставит под вопрос легальность подобных бизнесов.
Российский рынок сейчас переживает большую трансформацию, всё больше санкций налагается на Россию, отраслям и предприятиям приходится меняться. И мы видим, как растет экспорт из Казахстана. Какая-то часть этого экспорта — серая и многие из прибывших захотят встраиваться в эти схемы – поставлять дефицитные товары на Родину. К сожалению, часть такого бизнеса, возможно, будет нелегальна, однако будем надеяться, что от подобного взаимодействия будет больше плюсов, чем минусов. По прошлому году можно сказать, что почти каждая пятая компания, созданная в Казахстане, по статистике, является российской, что также является положительным моментом, — отмечает эксперт.
Выводы
Дать точный прогноз масштабам и составу третьей волны не представляется возможным, можно только предполагать, какие последствия эта волна может принести Казахстану. Из прошлогоднего опыта можно вынести, что наша экономика оказалась неустойчивой к приезду такого большого количества людей разом, а в наших городах, как оказалось, недостаточно мест для размещения прибывших. Нежелание и даже страх идти на службу в армию Российской Федерации в такой непростой период вполне понятен и закономерен. Вопрос только в том, какое количество граждан рискнет покинуть страну, зная о возможных последствиях при возвращении на Родину, и как покажут себя беженцы на чужбине.