Что не так с тендерами в Казахстане и можно ли делать бизнес в госзакупках

Сфера государственных закупок в Казахстане сильно шагнула вперед в своем развитии с приходом цифровых платформ. Упрощение работы специалистов привлекло к индустрии повышенное внимание, однако, по мнению эксперта, в ней еще есть что улучшить. Эксперт и руководитель компании «Атамекен» Маншук Ыкыласова пояснила, как изменилась работа с появлением электронных инструментов и как сейчас работают «тендерщики».

Фото:

В индустрии Ыкыласова работает с 2011 года и застала времена, когда для заключения договора приходилось пользоваться услугами почты. До 2016 года весь процесс государственных закупок занимал много времени и был не очень удобен как для заказчика, так и для поставщиков. Однако с внедрением цифровизации отрасль изменилась в сторону оперативности и прозрачности. Электронный документооборот значительно сократил сроки заключения соглашений.

В основном работаем по текущему ремонту госучреждений (внутренняя и наружная побелка, покраска, ремонт кровли, замена полов, демонтаж и монтаж окон и дверей, установка пандусов для инвалидов, демонтаж и установка сантехники, ремонт лестничных проемов и потолков, установка освещения и т. д.). Закупаем и используем качественные материалы, сотрудничаем с отечественными товаропроизводителями, — рассказала о своей работе эксперт.

По словам эксперта, государственный закупщик в Казахстане все еще не считается самостоятельной профессией. Все обучение специалистов в основном посвящено вопросам соблюдения требований законодательства. Она подчеркнула, что такое отношение к индустрии необходимо менять. Только в таком случае можно добиться развития стратегического аспекта закупок и появления специалистов надлежащей квалификации.

Во многих школах и детских садах нет такого штатника как «госзакупщик». Например, бухгалтер этим вынужденно занимается. Он должен знать закон, вносить техническую спецификацию товаров и услуг и многое другое. И им порой не хватает знаний, — призналась Ыкыласова

Маншук Ыкыласова

Весь процесс государственных закупок сводится к пяти важным шагам, которые проходят заказчики и поставщики. Эксперт отметила, что почти в каждом из них кроются нюансы, которые могут негативно повлиять на соглашение между поставщиком и заказчиком.

Годовой план, где определяют параметры, максимальную стоимость и способ каждой закупки.

  1. Подготовка технической спецификации;
  2. Подача документов через электронную платформу;
  3. Оценка и выбор поставщика;
  4. Исполнение договора.

Ежегодно в конце декабря формируется годовой план на те товары и услуги, которые должны закупаться государственными организациями. Поэтому цены они закладывают заранее, порой не учитывая уровень инфляции. Таким образом уже в середине года мы можем заметить сильное расхождение в стоимости услуг или товаров, — привела пример она.

Разница между заложенной ценой и фактической стоимостью может и вовсе сорвать сделку. Особенно это заметно при резком росте цен. При этом государственные органы, планируя бюджет на закупки, очень сильно ограничены имеющимся бюджетом и потому не могут проанализировать состояние рынка.

В технической спецификации заказчик устанавливает все необходимые характеристики товара или услуги. На основании соответствия этим условиям будет определяться победитель тендера. Ыкыласова отметила, что недостаток квалификации сотрудников, формирующих этот документ, может запутать потенциальных поставщиков и привести к ошибкам с оцениванием заявок. Они просто будут считать, что не соответствуют необходимым требованиям и даже не примут участие в конкурсе.

Также представители отрасли в Казахстане жалуются на короткий срок приема ценовых предложений на платформе государственных закупок. Эксперт пояснила, что если объявлена закупка малодоступных товаров, то выделенных на это пяти рабочих дней бывает недостаточно. Однако недостаток электронной платформы меркнет перед другой грубой лазейкой в оценке заявок поставщиков.

Платформа государственных закупок автоматически выбирает участника, предложившего минимальную цену на конкурсе. Это приводит к появлению недобросовестных поставщиков, выигравших тендер, но плохо осведомленных с технической спецификацией. Такие участники, понимая, что не могут уложиться в сроки или цену, просто уклоняются от обязательств, — отметила Ыкыласова.

В таком случае государственные организации вынуждены обратится в суд, чтобы доказать недобросовестность поставщиков. Из-за демпинга и сроков разбирательств другие участники тендера могут остаться без конкурса, ведь это приводит к снижению порога участия для других поставщиков.

Сам процесс оценивания предложений в Казахстане также вызывает постоянную критику. Претендентам для участия в государственных закупках порой достаточно регистрации юридического лица или отсутствия проблем с налоговой. Электронная площадка может признать их подходящими даже для особо узких отраслевых предложений.

По мнению Ыкыласовой, в системе государственных закупок необходимо приобщить опыт оценивания заявок из зарубежной практики. К примеру, в особенностях размещения федерального заказа США выделяют привлечение специальных консультативных фирм, которые тщательно рассматривают предложения поставщиков. Каждый конкурсант должен пройти несколько этапов проверки, чтобы получить право на реализацию тендера. Все замечания отправляются участникам закупок, чтобы они могли пересмотреть свое предложение.

Пересмотр этой системы становится более актуальным с приближением сроков рассмотрения нового закона о государственных закупках. По словам президента Казахстана Касым-Жомарта Токаева, государственные и квазигосударственные организации перейдут на общую платформу, a качество товаров и услуг должны стать важным критерием при выборе поставщика.