Что переписали в Конституции Казахстана Назарбаев и Токаев

За 30 лет Конституция Казахстана менялась шесть раз, тогда как, например, в США за более чем 200 лет было внесено 27 поправок, а в Японии за 76 лет — ни одной. Какие именно изменения были внесены в Основной закон страны первым президентом РК Нурсултаном Назарбаевым и нынешним главой государства Касым-Жомартом Токаевым, и почему это было необходимо, читайте на сайте Press.kz.

Фото:

Конституция – основной закон страны, определяющий общественное и государственное устройство, организацию государственной власти, отношения общества и государства, гражданина и государства. Именно благодаря Основному закону страны казахстанцы с рождения признаются свободными и имеют права.

Первая Конституция Независимого Казахстана была принята 28 января 1993 года, вторая – 30 августа 1995 года. С тех пор прошло ровно 30 лет.

По первой Конституции наша страна была парламентской республикой, после принятия второй – президентской. В первой Конституции единственным законодательным и высшим представительным органом страны был Верховный Cовет, который мог:

— принимать Конституцию, вносить в нее изменения и дополнения;

— назначать президента, премьер-министра, министров;

— принимать и толковать законы, а также контролировать их исполнение;

— изменять территориальные границы страны и решать административно-территориальные споры;

— контролировать исполнение госбюджета, а также утверждать его и вносить коррективы;

— устанавливать налоговую политику, денежную систему, принимать решения о государственных займах;

Верховному Совету был подотчетен и президент, имеющий ограниченную власть. Главе государства в то время приходилось постоянно отчитываться перед депутатским корпусом. Но в 1995 году все изменилось. Первый президент Независимого Казахстана Нурсултан Назарбаев создал рабочую группу, которая разработала новую Конституцию. И документ был вынесен на референдум, проходивший с 28 июля по 30 августа 1995 года, когда 90% избирателей поддержали новый закон. В такой почти единогласной поддержке нет ничего удивительного: в то время уровень образованности населения в политической среде не был настолько высок, но, видимо, высок был уровень доверия к власти. Ведь для такого важного документа как Конституция, за месяц сложно изучить весь материал и внести какие-то изменения.

Новая Конституция стала значительно отличаться от предыдущей. Перечислим семь основных критериев:

  1. Упразднили Верховный Совет;
  2. Широкие функции и полномочия парламента перешли к президенту;
  3. Контрольными функциями теперь парламент тоже не обладал: депутаты парламента уже не могли контролировать исполнение госбюджета и законов;
  4. Парламент не мог толковать нормы закона;
  5. Появился Сенат и Мажилис, то есть парламент стал двухпалатным;
  6. Законодательная функция парламента распределилась между президентом, правительством и депутатами парламента;

В нашей стране депутаты парламента мало на что могут влиять, потому что получают деньги на инициирование какого-либо законопроекта у правительства, другими словами правительство решает, на какой закон давать деньги, а на какой – нет. Получается, много лет в Казахстане законодательная инициатива в основном исходила от правительства или по поручению президента. А парламенту – представителю народа, остается только утверждать или одобрять какие-либо законопроекты.

  1. Упразднили Конституционный и Арбитражный суды, остался только Верховный суд.

В 1991 году в Казахстане Конституционный суд РК был установлен как высший, независимый орган судебной власти. Его главной задачей было защищать Конституцию. Но вскоре он был преобразован в Конституционный совет с ограниченными полномочиями. Вот простой пример: раньше в Конституционный суд могли обращаться общественные объединения и даже обычные граждане, а Конституционный совет рассматривает только обращения президента, судей и определенного количества депутатов.

Сколько раз менялась Конституция РК

Вторая Конституция не единожды была изменена и дополнена. Сначала в 1998 году, затем в 2007, после в 2011, в 2019, и наконец, в 2022-м, когда поправки были инициированы вторым президентом Независимого Казахстана Касым-Жомартом Токаевым. Всего шесть раз за 30 лет.

Но обо всем по порядку.

В 1998 году продлили срок президентства на два года — до семи лет и отменили ограничения баллотироваться на 2 срока максимум. Также сняли ограничение по максимальному возрасту президента (было до 63 лет) и всех госслужащих, которые могли служить во благо Родины хоть до 100 лет. Сенаторами избирались на шесть лет, а не на четыре года, а срок полномочий депутатов Мажилиса увеличили до пяти лет (было 4).

В этом же году политические партии получили право участвовать в выборах в Мажилис, количество депутатов от партий не должно было превышать 10 человек. Чем больше партия, тем больше депутатов от нее могли избираться в Мажилис. До этого депутаты Мажилиса избирались от каждой области, по равному количеству депутатов из каждой.

В 1999 году прошли внеочередные президентские выборы, а летом 2000 года Конституционный совет РК разрешил президенту баллотироваться более двух сроков подряд.

В 2007 году в Конституцию внесли изменение о том, что депутатами Мажилиса могли стать только члены политических партий. То есть, граждане потеряли возможность голосовать за конкретного депутата, так как Мажилис формировался только по партийным спискам (до этого от партий могли избираться только 10 депутатов, остальные 67 были одномандатными).

В августе 2007 года были объявлены новые выборы депутатов в Мажилис. После выборов, парламент стал почти однопартийным.

Согласно изменениям в Конституции в 2011 году, можно было проводить досрочные выборы в Мажилис и на пост президента. Внесли норму, согласно которой внеочередные президентские выборы назначались только решением президента. Таким образом, вторая Конституция Независимого Казахстана, по сути, наделила президента единоличными и почти неограниченными полномочиями.

В 2017 году в Конституцию вновь были внесены изменения, позволяющие устанавливать в пределах Астаны особый правовой режим в финансовой сфере. Кроме того, Совет безопасности стал конституционным органом — это изменение прошло без референдума.

В 2019 году внесли изменения о том, что столицей Казахстана стал город Нур-Султан (ныне Астана).

5 мая 2022 года ныне действующий президент огласил проведение референдума по поправкам в Конституцию. Цель поправок — перейти от суперпрезидентской формы правления к президентской республике с влиятельным парламентом и подотчетным правительством. Рабочая группа подготовила поправки к 33 статьям. Референдум состоялся уже через месяц. За поправки проголосовали 77% населения РК. И Конституционный совет был снова преобразован в Конституционный суд.

Согласно принятым поправкам, Мажилис Парламента РК избирается по смешанной избирательной системе: упразднили квоту от Ассамблеи народа Казахстана, в Сенате Парламента сократили депутатскую квоту, выдвигаемую президентом страны. Также убраны статьи о первом президенте Казахстана. А в сентябре прошлого года столице вернули прежнее название – Астана.

Как менялась Конституция разных стран

Как показывает история, разные страны по-своему подходили к формированию Конституции. Не только в Казахстане принятые новые положения отменялись после смены главы государства или ввиду политических пертурбаций.

Американская Конституция, принятая в 1787 году считается первой в мире из действующих Конституций. В основе документа — принцип разделения власти между законодательной, исполнительной и судебной ветвями. Конституцию США меняли редко, внеся за 236 лет всего 27 поправок, среди которых:

— в 1865 году — отмена рабства,

— в 1870 году — введение активного избирательного права для цветного населения и бывших рабов (1870),

— в 1920 году — введение активного избирательного права для женщин,

— в1820 и 1833 году — отмена «сухого закона»;

— в 1922 году – изменение жалованья конгрессменов, которая была предложена еще 1789-м;

— в 1947 году изменения коснулись президентства, согласно которым один и тот же человек не может занимать пост более двух сроков.

Первые 10 поправок, составляющие Билль о правах, закрепляют основные права и свободы человека и гражданина и обеспечивают механизм их реализации. Они были предложены и приняты еще до принятия декларации Независимости США. Получается после статуса о независимости, ее меняли всего семь раз.

В России Конституция была принята в 1993 году, как и у многих постсоветских государств. За эту Конституцию РФ проголосовало 58,43 % от числа принявших участие в голосовании, что при явке в 54,81 % составляло 32,03 % от числа зарегистрированных в стране избирателей. До сегодняшнего момента документ изменялся и дополнялся четыре раза.

В 2008 году было принято два пакета поправок: первый увеличил срок полномочий президентства с 4 до 6 лет и Госдумы с 4 до 5 лет, вторым пакетом поправок создали институт ежегодных отчетов правительства перед Госдумой.

В 2014 году приняли пакет поправок, упразднивших Высший Арбитражный суд, также было установлено право президента назначать представителей в Совет Федерации численностью не более 10% от общего числа его членов (после поправок 2020 года их число увеличилось до 30, из которых не более 7 могут быть назначены пожизненно).

Наиболее масштабные изменения Конституция РФ претерпела в 2020 году – был принят пакет из 206 поправок. Коррективам подверглись основные приоритеты государственной политики, определение брака, исполнение решений международных судов, порядок формирования Совета Федерации, создание федеральных территорий, организация местного самоуправления. Внесли также поправки, расширяющие полномочия президента при сокращении полномочий правительства, изменении процедуры его назначения и «обнулении» предельного количества сроков для лиц, прежде занимавших эту должность — в частности для действующего президента Владимира Путина.

У Кыргызстана на смену Конституции 1993 года пришла новая (самая новая среди стран СНГ), вступившая в силу в 2010 году и поменявшая форму правления страны на парламентско-президентскую. В 2016 в главный документ КР внесли поправки, в том числе расширяющие полномочия премьера.

Конституцию Монголии приняли в 1992 году, поправки в нее вносились всего дважды  в 1999 и 2001 годах. Но эти пакеты поправок не изменяли основных принципов законодательства, не добавляли никому новых полномочий, не изменяли сроки правления, в отличие от изменений Конституции в Казахстане. Текст Конституции Монголии можно утверждать только путем референдума. Решение о его проведении принимает Великий хурал (однопалатный парламент из 76 человек), причем только в случае одобрения данного предложения не менее 75% его состава. Этому посвящена отдельная глава Конституции.

В Монголии земля является национальным богатством и источником жизни для народа, а скот — охраняемым государством национальным богатством. Согласно исследованиям Economist Group, в 2022 году Монголия заняла 66 место в рейтинге Индекса демократии, а Казахстан – 127.

Конституция Мальты была принята в 1964 году, когда страна обрела независимость от Великобритании. С тех пор поправки вносились в 1987, 1997, 2007 и 2017 годах. И все были направлены на улучшение выборной системы и расширение демократии. Там президент может быть отстранен от должности за недостойное поведение или если он, по мнению народа, не справляется со своими функциями. Премьер-министром там становится глава партии, получившей наибольшее число мест в парламенте по итогам выборов.

И в Мальте и в Монголии запрещено размещение на территории страны иностранных военных баз. В рейтинге Индекса демократии по итогам 2022 года Мальта занимает 33 место.

В Конституцию Лихтенштейна, принятую в 1921 году, вносились поправки всего один раз – в 2003 году. А принять поправки можно только набрав 100% голосов на одном заседании Ландтага (парламента, состоящего из 25 депутатов, полностью избираемых гражданами сроком на 4 года) или как минимум 75% голосов на двух заседаниях и последующего вынесения их на референдум.

В самом старом государстве Европы – Сан-Марино Законодательный статут республики не менялся свыше 420 лет. Этот сборник документов является одной из самых первых Конституций в мире и действует до сих пор. Дополнительно к Статуту в 1974 году была принята «Декларация прав граждан и основных принципов государственного устройства Сан-Марино», состоящая из 16 статей. Поправки в этот документ не вносились ни разу. Там властвует совет государственного суверена, в который входят два капитана-регента, избираемые парламентом каждые полгода из числа депутатов, обязательно получивших гражданство по праву рождения и имеющих возраст более 25 лет. Стать капитаном-регентом сроком на 6 месяцев можно не более, чем один раз в три года. Депутаты парламента Сан-Марино избираются гражданами страны на 5 лет.

В Основной Закон Японии, вступивший в силу в 1947 году, по сей день никаких поправок не вносилось.