Казахстанцам объяснили, почему они постоянно переплачивают за авиабилеты

Вице-министр индустрии и инфраструктурного развития Алмаз Ыдырысов на заседании в Сенате назвал главные причины дороговизны авиабилетов, передает Press.kz.

Фото:

В первую очередь Ыдырысов подчеркнул, что государство не регулирует цены на авиабилеты.

Применяется рыночный механизм (спрос, предложение) ценообразования. Основными долями в структуре тарифа являются затраты на топливо (32%), эксплуатационные расходы (18%), лизинг ВС (18%) и аэропортовое обслуживание (13%), фонд оплаты труда (6%). Дефицит авиатоплива на внутреннем рынке и его высокая стоимость является одним из основных сдерживающих факторов развития гражданской авиации в стране и влияющих на ценообразование. Так, в 2022 году наблюдался дисбаланс между выработкой НПЗ (648 тысяч тонн) и потреблением (806 тысяч тонн) на 19%, — сказал Алмаз Ыдырысов.

Он добавил, что порядка 80% расходов авиакомпаний ведутся в иностранной валюте – покупка или лизинг воздушных судов, покупка запчастей и прочее.

При этом, около 80 % дохода авиакомпании получают в тенге. В связи с чем, для покрытия своих расходов, авиакомпаниям приходится корректировать стоимость билетов ввиду давления валютного курса. В то время, если авиакомпания необоснованно завысила цены, в соответствии с Предпринимательским Кодексом РК, АЗРК РК применяются меры антимонопольного реагирования. Например, в прошлом году Главной транспортной прокуратурой совместно с АЗРК РК проведена проверка казахстанских авиакомпаний на факт применения принципа динамического ценообразования. По итогам было дано соответствующее предписание, — отметил вице-министр.

Сейчас, по его словам, в Казахстане разрабатывают нормативный правовой акт, регулирующий принцип динамического ценообразования.