КТЖ находится на грани выживания

Председатель Высшей аудиторской палаты Алихан Смаилов раскритиковал деятельность компании «Қазақстан темір жолы» после проведенного в ней аудита. Как оказалось, сегодня КТЖ не способна оплачивать свои обязательства. Компания находится в «красной» зоне кредитного риска. Ее долг на начало 2024 года составлял 2,9 триллиона тенге и продолжает расти, передает Press.kz.

Фото: Фото: КТЖ

Некогда самодостаточная компания «Қазақстан темір жолы» по причине неэффективного и консервативного менеджмента, непродуманного разгосударствления находится на грани выживания. Все высокодоходные услуги переданы в руки частных компаний. Созданные условия для излишних посредников вокруг КТЖ привели к завышению стоимости приобретаемых товаров и услуг более чем на 80 миллиардов тенге, — сказал Алихан Смаилов. 

По словам Смаилова, пилотный проект по доступу частных перевозчиков на магистральную железнодорожную сеть, действующий с 2018 года, не принес ожидаемого эффекта и приводит к потерям доходов КТЖ.

Частные перевозчики грузов осуществляют наиболее прибыльные перевозки, в частности нефти и нефтепродуктов, а также маршруты с формированием полного состава поезда на электрифицированных участках. При этом тарифы частных ж/д перевозчиков грузов завышены. В отдельных случаях на 32%. 

Здесь также усматриваются слабые позиции уполномоченного органа по регулированию тарифов. Подходы в тарификации должны быть справедливыми. Поэтому необходимо рассмотреть целесообразность дальнейшей работы частных железнодорожных перевозчиков, — сказал Смаилов. 

73% всего грузооборота КТЖ за период с 2020 по 2023 год перевезено по тарифам ниже себестоимости. Убытки по регулируемым тарифам составили 907 миллиардов тенге, в том числе более половины — по экспорту. При этом уровень отдельных регулируемых тарифов на экспорт ниже тарифов на перевозку социально значимых продовольственных товаров внутри республики.

Сегодня КТЖ не способна оплачивать свои обязательства. Компания находится в «красной» зоне кредитного риска. Ее долг на начало 2024 года составлял 2,9 триллиона тенге и продолжает расти. 45% или 1,3 триллиона тенге из общего долга направлено на рефинансирование ранее принятых долговых обязательств, — заявил глава ВАП.

Поэтому, по словам Алихана Смаилова, в КТЖ необходимо провести оптимизацию затрат. Существующие методы корпоративного управления и стратегия развития АО «Самрук-Қазына» не способны предотвратить кризис.

Дальнейшее ухудшение состояния активов, наращивание долгов и невозможность их обслуживания без кардинальных изменений в управлении приведет к дефолту КТЖ, — заявил Смаилов.

Аудиторы пришли к мнению, что без кардинальных мер по управлению Национальным перевозчиком фрагментарные решения, принимаемые до настоящего времени Минтранспорта и самой компанией, не дадут ожидаемого эффекта.

Требуется:

  • Правительству, АО «Самрук-Қазына» решить вопрос долговой нагрузки КТЖ;
  • обеспечить направление доходов исключительно на восстановление производственных активов, в том числе на реновацию магистральной железнодорожной сети;
  • предусмотреть институт внешнего управляющего по развитию Национальной железнодорожной компании;
  • ускорить цифровизацию процессов управления ж/д инфраструктурой и перевозками;
  • исключить излишние частные посреднические структуры в организации производственно-технологических процессов и при перевозках грузов и пассажиров.

Ранее Министерство транспорта опубликовало проект программы развития железнодорожного транспорта Казахстана до 2029 года. У «КТЖ — Грузовые перевозки» заберут некоторые полномочия.

В январе 2024 года стало известно, что в три раза увеличило себе зарплату руководство КТЖ. Как так вышло глава КТЖ Нурлан Сауранбаев затруднился ответить