Кто затягивает утилизацию грунта в Экибастузе после утечки серной кислоты?
Павлодарские экологи, сразу же после разлива серной кислоты в Экибастузе заявившие о непоправимом уроне для окружающей среды, связаны по рукам и ногам в плане устранения последствий аварии, передает Press.kz.
Больше 10 дней прошло после утечки серной кислоты из грузовой цистерны на железнодорожной станции Экибастуз-2, а специалисты до сих пор не могут ответить на вопрос, сколько же ядовитой жидкости попало в конечном итоге в почву.
В двух грузовых вагонах, следовавших из Риддера в Карагандинскую область и сошедших с рельсов на станции Экибастуз, в общей сложности находилось 78,3 тонны серной кислоты. При этом большая ее часть – около 50 тонн была как раз в той цистерне, которая и дала течь. И это единственные цифры, которые на данном этапе могут дать в Департаменте экологии Павлодарской области, ссылаясь на следственные действия. По этой же самой причине экологи и не могут предпринять дальнейшие шаги, чтобы нивелировать возможное негативное влияние на окружающую среду серной кислоты.
Мы держим связь с полицией и просим их незамедлительно передать нам сведения о личности виновника экологической аварии, когда она будет установлена. Нам нужно знать конкретное лицо – физическое или юридическое, по вине которого был нанесен ущерб окружающей среде, чтобы понудить его на проведение ремедиации (восстановление изначальных показателей почвы, воды или воздуха при ликвидации последствий загрязнения – прим. авт.), — рассказал заместитель руководителя Департамента экологии Павлодарской области Магзум Кокумбаев.
Важно не просто вывезти загрязненный грунт на утилизацию, но еще и лабораторно подтвердить, что в почве действительно не осталось ни горсти земли с предельно допустимой концентрацией серной кислоты.
На КТЖ уже хотят разработать землю, я их предупредил, что мы должны убедиться, что грунт вывезли не просто поверхностный слой, а потом засыпали и на этом все. Такого мы не допустим однозначно! Все должно подтверждаться лабораторными анализами, — заявил павлодарский эколог.
А вот с лабораторным подтверждением как раз и возникают сложности. Дело в том, что павлодарское экологическое ведомство не имеет аккредитации на проведение работ именно по выявлению серной кислоты в почве. И эта одна из причин, почему местные экологи, говоря об уроне, нанесенном окружающей среде серной кислотой, употребляют лишь общие формулировки.
Рассыпав на место разлива серной кислоты известь, мы тем самым купировали ее вредное воздействие для атмосферного воздуха. Но в грунт серная кислота однозначно просочилась. Чтобы понять, насколько глубоко, нужно каждые 40-50 см земляного слоя брать на анализ и проверять на предельную ПДК по серной кислоте. И делать это до тех пор, пока показатели не придут в норму, — продолжает заместитель руководителя экологического ведомства.
Для экспертизы по определению степени урона для окружающей среды павлодарцы будут привлекать коллег из других областей, имеющих соответствующую лицензию. Но опять же, для этого нужно знать виновника произошедшего, поскольку по новому Экологическому кодексу именно он должен оплачивать все природоохранные мероприятия по восстановлению почвы.
Тем временем, досудебное расследование по факту разлива в Экибастузе серной кислоты продолжается. И как стало известно, правоохранители тянут с вердиктом как раз по причине того, что не могут еще определиться, по чьей вине случилась экологическая катастрофа.
Доподлинно известно, что цистерна получила повреждения после инцидента со сходом вагонов. Напомним, ЧП на экибастузской железнодорожной станции произошло 26 августа, когда с рельсов сошли 3 грузовых вагона, в одном из которых находилась серная кислота. Тогда в КТЖ рассказали, что разлива кислоты не произошло. Однако через два дня ДЧС Павлодарской области сообщил о течи серной кислоты из цистерны, что стало поводом отправки в Экибастуз всех экстренных служб региона.
Перед следствием стоят несколько вопросов, начиная от причин изначального схода вагонов с рельсов и до выяснения обстоятельств, предшествовавших течи серной кислоты.
Полиция, в том числе, выясняет, были ли после схода на опрокинувшихся вагонах визуальные повреждения. Потому что, если были, то слив серной кислоты нужно было начинать уже тогда, не дожидаясь образования течи, — резюмировал Магзум Кокумбаев.