Политолог Ашимбаев рассказал, почему Токаев поставил во власть генералов

Казахстанский политолог Данияр Ашимбаев высказался по поводу последнего расширенного заседания правительства, в частности о выступлении президента Касым-Жомарта Токаева. По его мнению, резкие действия главы государства показывают, что президент не захотел заслушивать позитивные самооценки и моментально «снёс» фигуры, наиболее сильно критиковавшиеся в обществе или курирующие проблемные зоны. Подробнее на Press.kz.

Фото:

Ашимбаев отметил, что выступление президента на заседании правительства вызвало у него эффект дежавю.

Многое из того, что говорил Касым-Жомарт Токаев, озвучивалось им и раньше, и причем не один раз. Причем практически той же самой аудитории. Итак. Президенту не нравятся практика бюджетной и налоговой политики, а также проекты Бюджетного и Налогового кодексов, организация и эффективность инвестиционного процесса, состояние бизнес-климата, практика и проект реформирования системы госзакупок, практика государственно-частного партнерства, регулирование строительной отрасли, процессы приватизации, эффективность государственных активов, промышленная политика, механизм использования пенсионных средств, работа  сельского хозяйства, реформирование водного хозяйства, модернизация энергетики и коммунального хозяйства, дорожное строительство, порожденное социальной политикой иждивенчество, работа системы медстрахования, развитие медицинской инфраструктуры. В общем, обозначил широкий спектр актуальных вопросов, но их, конечно же, гораздо больше, — отметил политолог.

Ашимбаев заметил, что президент никого не стал хвалить, хотя в целом более или менее позитивно отозвался о ситуации в сферах науки, образования и цифровизации, и даже поставил задачу развития искусственного интеллекта и создания «высокопроизводительного суперкомпьютера».

Нужно отметить, что проблемные зоны и пути их разрешения были обозначены достаточно четко. Но, как уже говорилось, не в первый раз. Министры меняются или остаются, но остается вечный вопрос: понимают ли они поставленные президентом задачи и намерены ли их выполнять так, как он требует? Токаев потребовал, чтобы «правительство и акимы должны кардинально обновить подходы к своей работе», отметил, что «требуются свежие идеи и системное долгосрочное видение развития экономики», заявил, что «предстоит существенно повысить эффективность и слаженность работы государственного аппарата», поручил «прекратить формализм, бюрократическую волокиту» и констатировал, что «необходимы кардинальные реформы в каждой сфере экономики». Глава государства, кстати, уже давно перестал констатировать проблемы, а методично разжевывать что, где и кому нужно сделать, ибо аппарат упорно не хочет понимать намеки, — сказал он.

Данияр Ашимбаев подчеркнул, что Токаев неоднократно ругал государственных экономистов за дефицит идей и чрезмерную пафосность в проектировании реформ, а в итоге «сам стал заниматься вопросами экономической политики».

Президент дал правительству много полномочий и освободил его от «мелочной опеки АП», но тут же напомнил, что контролирует все лично. Судя по всему, Касым-Жомарт Токаев хочет, чтобы государство и экономика были эффективными, причем достаточно серьезно. Уговаривать ему, кажется, надоело и система стала продвигать либерализацию в экономике и ужесточение дисциплины в управление ей. Не зря же за последнее время один генерал стал акимом (речь идет об акиме Акмолинской области, генерал-полковнике полиции Марате Ахметжанове — прим. ред.), а другой — премьером (речь идет о генерал-лейтенанте антикоррупционной службы Олжасе Бектенове), — заметил политолог.

Ранее политологи Досым Сатпаев и Андрей Чеботарев заявили, что Олжаса Бектенова назначили премьером, чтобы контролировал возврат активов в Казахстан.