Поручения Токаева исполняются минимум год спустя, и вот почему
Бывший советник президента и экономист Олжас Худайбергенов рассказал, почему простые поручения Токаева исполняются только через год. Оказалось, что бюрократия в Казахстане связывает руки даже главе государства, передает Press.kz.
Он пояснил, что как только происходит негативное событие и президент выступает с поручением – в государственных органах ведется внутреннее обсуждение. Контроль над решением задачи выдается какому-нибудь ведомству или комиссии. Ее руководитель отписывает главе государству письмо, в котором обосновывает необходимость различных специалистов во всех регионах страны для выполнения указа.
Замечу, что пока записка дойдет до президента, она несколько раз корректируется, и на весь этот процесс уходит от одного до трех месяцев. Люди обычно думают, что вот решение принято, деньги выделены и сразу проблемы начали решаться, но не тут-то было, — отметил экс-советник.
После получения ответа, этот чиновник идет с ним в Министерство финансов. Там специалисты ожидают обоснование бюджетных расходов по увеличению штатной численности комиссии. Им недостаточно поручения и одобрения главы государства.
По словам Худайбергенова, сотрудники министерства обычно всеми силами пытаются сократить расходы на исполнение поручения и не разбираясь в функционале комитета требуют пояснение за каждого участника. Тут после долгих разборок и после телефонного разговора председателя комиссии и вице-министра финансов, численность комиссии возвращается к значению, утвержденному президентом.
Теперь специалист начинает придираться к должностям и окладам, хотя все делается по сетке, утвержденной Агентством по делам госслужбы. В большинстве случаев, все остается так, как изначально Комитетом подано в заявке. Но этот этап забирает еще месяц-два, помимо 2-4 месяцев, ушедших на предыдущие пункты, — выделил Худайбергенов.
В итоге комитет получает необходимое финансирование только спустя минимум полгода с момента поручения. Еще полгода занимает комплектация штата и конкурсные процедуры. При этом, если для полноценной реализации поручения нужны изменения в закон, то понадобится еще от восьми месяцев до года времени. После этого остается закупка оборудования, которая при надежных поставщиках также растягивается на три-пять месяцев.
Бывший советник президента подсчитал, что весь процесс выполнения поручения может растянуться до 2,5 лет. Он уверен, что если бы из алгоритма убрали постоянные споры между ведомствами и прочий бюрократизм, то можно было сократить его всего лишь до четырех пунктов.
При этом в комментариях заметили, что из-за поручения могут создать межведомственную рабочую группу, которая растянет исполнение до трех лет. К тому моменту правительство может успеть смениться. Министр финансов Ерулан Жамаубаев отметил, что упрощение подхода к выделению средств налогоплательщиков может, наоборот, обернуться проблемой. В ответ на это Худайбергенов пояснил, что такая система сложилась еще до того, как тот занял кресло главы министерства. И во многом она существует за счет «комсомольской культуры» некоторых чиновников, растягивающих сроки специально.
Читайте также: Токаев поручил разобраться в убийстве пятилетней девочки в Туркестанской области.
Ранее министр финансов Ерулан Жамаубаев еще в 2022 году обещал опубликовать декларацию о своих доходах, однако до сих пор этого не сделал. Он заявил, что зимой давал поручение своим подчиненным выпустить ее на суд общественности. Однако задача до сих пор так и осталось невыполненной.
Как и останутся нераскрытыми декларации других министров. Их сделают доступными для казахстанцев не раньше 2025 года.