Правительство Казахстана финансирует российские проекты и отдает их олигархам — Бокаев

Активист и общественный деятель Санжар Бокаев заявил, что Казахстан потратил около 147 миллиардов тенге из бюджета, чтобы профинансировать российский проект, в котором получил только 5% доли, передает Press.kz.

Фото:

По его словам, на строительство заводов по изготовлению чугунных отливок для двигателей ТОО «KamLitKZ» получило от государства 17,2 миллиарда тенге в уставной капитал. Затем в 2021 году из национального фонда выделили 28 миллиардов тенге на проекты по производству ведущих мостов грузовой техники. Для тех же целей уже в 2022 году было выделено 46,7 миллиарда тенге из бюджета Министерства торговли и 55 миллиардов тенге через «Фонд развития промышленности».

Этой суммы вполне достаточно для того, чтобы построить завод самостоятельно без участия кого-либо не только для производства балок или цилиндров. Этих денег достаточно для того, чтобы построить завод полного цикла, чтобы производить грузовую технику целиком, — заявил он.

При этом, российский ПАО «Камаз» внес в уставную долю предприятия 10,9 миллиарда тенге и получил 39% доли. Некие ТОО «КазБелАгроЛизинг» внесли только 12,5 тысячи тенге и смогли заполучить 25% доли. Компания «PowerLine Handels GmbH» — фирма, поставляющая комплектующие ПАО «Камаз», имеет сразу 31% доли в проекте, внеся 15,5 тысячи тенге. Государство же в лице «СПК Тобол» внесло в уставной капитал больше всех – 17,2 миллиарда тенге, но получило только 5% доли.

Читайте также: Бизнес по-русски: чем владеют российские олигархи в Казахстане

У нас государство вносит в уставной капитал свыше 60% от суммы, однако получает 5%. Это разве не мошенничество? Это же обман государства, — отметил он.

Бокаев подчеркнул, что 70% «KamLitKZ» принадлежит россиянам, a еще 25% — через ТОО «КазБелАгроЛизинг» связано с казахстанским олигархом Андреем Лаврентьевым.

Аппетиты росли. На 90% деньги – бюджетные и государство должно было получить не 5%, a 90-95%. Все получилось наоборот, деньги с долями получили олигархи, — пожаловался активист.

При этом он пояснил, что проект изначально был убыточен, так как эти мосты и цилиндры не нужны на переполненном рынке, особенно с дорогой казахстанской логистикой. Более того, Бокаев уверен, что это сугубо политический проект, необходимый только для контроля создания зависимости для экономики Казахстана.

В Караганде имеются два литейно-машиностроительных завода, которые нуждаются в дозагрузке и финансировании. Вместо тех 147 миллиардов тенге, мы могли выделить четыре миллиарда на карагандинский завод. Докупить оборудование и отливать эти самые мосты и цилиндры, — заявил общественный деятель.

Читайте также: Бокаев призвал объявить в розыск Интерпола родственников Назарбаева

Ранее активист решил проверить как работают заводы по утилизации техники в Караганде и Костанае и выяснил, что они закрыты. Он опубликовал видеоролик, в котором посетил офис компании по утилизации автомобильной техники в Караганде и поговорил с охранником. Тот признался, что фирма не работает уже долгое время.