Убивать добротой: почему медицина и религия в Казахстане против эвтаназии
Демографические исследования показали, что почти половина населения Земли умирает раньше отведенного природой срока. Причины разные: насилие, техногенные и природные катастрофы, неизлечимые заболевания. В последнее время к этому списку присоединились самоубийства, причем узаконенные, передает Press.kz со ссылкой на АПН.
Эвтаназия – в переводе с греческого «благая смерть». Впервые термин был использован в XVI веке английским философом Френсисом Бэконом. На протяжении всех последующих столетий эвтаназия считалась то «умерщвлением человека из жалости», то «проявлением нацизма».
Эвтаназия – практика прекращения жизни человека или другого живого существа, страдающего неизлечимым заболеванием и испытывающего вследствие этого невыносимые страдания. Долгое время она была частью науки – евгеники, в центре внимания которой было совершенствование генофонда человечества, — рассказывает терапевт, токсиколог Наиля Шидерова.
После Второй мировой войны люди надолго забыли о подобных программах, поскольку данные методы умерщвления неугодных применяли врачи-нацисты. В годы Третьего рейха принудительной эвтаназии было подвергнуто около полутора миллионов психических больных и страдающих неизлечимыми заболеваниями.
Ярые дискуссии по поводу процедуры развернулись во второй половине XX века. Виной тому стал американский врач-патологоанатом Джек Кеворкян. Он занимался активным изучением методов легкой смерти и специально для этого разработал в 1989 году препарат – мерситрон. Он включал в себя ударную дозу ядов и анальгетиков.
Активная и пассивная эвтаназия
Первой страной, которая ввела данную процедуру в легальную медицинскую практику, стали Нидерланды. С тех пор действия по ускорению смерти человека с его согласия были полностью легализованы в восьми государствах, еще в 24 странах допускается пассивная эвтаназия.
Выделяются два основных вида: пассивная и активная эвтаназия. Первая подразумевает намеренное прекращение медиками поддерживающей терапии. Второй вид – это введение препаратов либо другие действия, которые влекут за собой быструю и безболезненную смерть. К активной эвтаназии часто относят и самоубийство с врачебной помощью, то есть предоставление больному препаратов, сокращающих жизнь, — поясняет Наиля Шидерова.
Несмотря на совершенствование медикаментов и медицины в целом, смертность от различных заболеваний остается невероятно высокой. Больные, страдающие от нестерпимых болей, обращаются за помощью к врачам и буквально молят о том, чтобы им подарили избавление от мучений. В данной ситуации смерть действительно может показаться реальным выходом.
Желать своей преждевременной кончины человека заставляют страдания и страх, боль или ожидание боли, чувство стыда, обездвиженность, беспомощность, нежелание «быть обузой» для близких, а также изоляция и одиночество. Однако всего этого позволяет избежать налаженная система паллиативной помощи, — говорит специалист.
Паллиативная медицинская помощь – это комплекс услуг, направленных на улучшение качества жизни пациентов с тяжелыми и неизлечимыми заболеваниями. В большей степени это люди, находящиеся на последней стадии рака, но есть среди них и страдающие сердечно-сосудистыми болезнями и диабетом.
К сожалению, не все они могут рассчитывать на специализированную медицинскую помощь, так как паллиативное обслуживание в Казахстане рассчитано примерно лишь на 950 коек, тогда как, по последним данным, нуждаются в нем от 107 до 135 тысяч человек.
Сейчас в республике много внимания уделяется развитию специализированной медицинской поддержки. Есть ассоциация хосписной и паллиативной помощи. Но не многие больные и их близкие знают об этом, а в поликлиниках доктора, к сожалению, часто не объясняют этого, — сетует врач.
Проведенные среди казахстанцев социальные опросы показали, что многие из наших граждан поддерживают эвтаназию, но при соблюдении определенных условий, а именно четко проработанного законодательства.
Сторонники эвтаназии аргументируют свою позицию соображениями гуманности, противники же считают её легализацией содействия в самоубийстве, а также возможностью реализации криминальных и личных интересов, связанных с лишением жизни неугодного человека, — говорит Наиля Шидерова.
В Казахстане в соответствии со статьей 141 Кодекса РК «О здоровье народа и системе здравоохранения» эвтаназия запрещена. И согласно Конституции, никто не вправе произвольно лишать человека жизни.
Не могу отрицать, что некоторые пациенты сами хотят и просят, чтобы им помогли уйти на тот свет. Но, по моему мнению, у каждого больного свой исход и не стоит влиять на него извне, — считает специалист.
Что говорит духовенство?
С мнением казахстанской медицины согласны и представители традиционных конфессий. Соответственно концепции ислама, если пациент требует от врача окончить его жизнь эвтаназией, то это равносильно самоубийству. При этом, если врач считает, что ему лучше умереть, чем терпеть боль, то это решение равносильно убийству невиновного человека.
Всевышний Аллах говорит в Коране: если же кто-либо убьет верующего преднамеренно, то возмездием ему будет геенна, в которой он пребудет вечно. Аллах разгневается на него, проклянет его и приготовит ему великие мучения. (Сура Ан-Ниса, аят 93). Поэтому врач не должен выполнять просьбу пациента, просящего себя убить, — говорит доцент кафедры религиоведения, PhD ЕНУ им Л. Н. Гумилева Нурлан Кайрбеков.
Православная церковь Казахстана также относится к эвтаназии как к действию недопустимому. Данная процедура приравнивается к убийству или самоубийству, в зависимости от того, участвует ли больной человек в принятии решения. При этом стоит отметить, что церковь отличает эвтаназию от прекращения медицинских мероприятий, направленных на продление жизни.
Продление жизни искусственными средствами, когда действуют лишь отдельные органы, не может рассматриваться как обязательная задача медицины. Оттягивание смертного часа порой только продлевает мучения больного, лишая его права на достойную кончину. Когда активная терапия становится невозможной, ее место должна занять паллиативная помощь и пастырское попечение. Все это обеспечит подлинно человеческое завершение жизни, согретое милосердием и любовью», — пояснил иерей Георгий (Рублинский) из Казанского собора Алматы.
И все же порой, несмотря на крепость веры и морали, люди приходят к мысли, что эвтаназия — это благо. Ведь иногда даже дорогостоящее лечение и сильнейшие препараты не помогают избавить человека от нестерпимой боли.
Люди разделились на за и против. Кто-то считает, что лучше смерть, чем жить как «овощ». Другие полагают, что эвтаназия — это убийство или самоубийство, а врач должен бороться за пациента, даже если шансы выжить минимальные, — говорит терапевт, токсиколог Наиля Шидерова.
Туризм для самоубийц
Однако некоторые страны уже пустили эвтаназию на поток и даже поставили на службу госказне. Например, в Швейцарии данную процедуру превратили в настоящий бизнес. Пройти эвтаназию могут как граждане страны, так и иностранцы. Обходится это недешево, но поток желающих не иссякает. За подобную практику государство уже заработало мрачную славу центра «суицидального туризма».
В Канаде эвтаназию объявили «полезной для общества» в связи с тем, что ее применение позволяет экономить бюджетные средства, выделяемые на лечении. Билль, разрешающий содействие в самоубийстве в стране, утвердили в 2016 году, и тогда эвтаназия была возможна только в случае разумно предсказуемой, то есть неизбежной смерти.
Однако спустя пять лет список расширили. Теперь в него входят шизофрения, депрессия, посттравматическое стрессовое расстройство и другие виды «невыносимого душевного переживания». Вишенкой на торте стала Бельгия. Там еще в 2014 году было одобрено проведение эвтаназии для детей без ограничения минимального возраста.
Если посмотреть на все эти нормативы логически, то можно их понять, но из моральных принципов — нет. Что же касается детей, то тут на себя ответственность берут родители ребенка. Я, например, как мать, не смогла бы взять на себя такой груз, — говорит Наиля Шидерова.
Как уже было написано выше, на первоначальной стадии появления эвтаназия была частью евгеники. Социальные романтики видели в этой науке возможность создания «нового мира», населенного высокоинтеллектуальными, здоровыми людьми. А эвтаназия была средством избавления от дефектных особей.
От эвтаназии XXI века уже не веет романтикой. Некоторые специалисты видят в расширении применения этой процедуры регресс медицины. Зачем улучшать технологии, разрабатывать новые препараты, совершенствовать операции, если «уйти в мир иной» проще и дешевле. Зачем спасать неизлечимых больных, когда можно просто отправить их на эвтаназию.
Отец медицины Гиппократ в своей «Клятве» прямо указал: «Я не дам никому просимого у меня смертельного средства и не укажу пути к осуществлению подобного замысла», — напоминает врач Наиля Шидерова.
Так что же такое эвтаназия – действительно помощь страждущему или целенаправленная позиция заигравшихся в богов медиков и политиков? Пожалуй, споры по этому вопросу будут продолжаться бесконечно и для кого-то эвтаназия будет «умерщвлением человека из жалости», а для кого-то — жутким преступлением.