Вице-министр энергетики Аккенженов не в состоянии ответить на вопросы о проблемах поставок нефти

Вице-министр энергетики Ерлан Аккенженов оказался не в состоянии ответить на вопросы о проблемах с поставками нефти на казахстанские нефтеперерабатывающие заводы, иначе как объяснить, что чиновник проигнорировал почти все вопросы, отраженные в официальном запросе редакции Press.kz.

Фото:

Еще в начале ноября редакция Press.kz отправила запрос в Министерство энергетики РК на имя вице-министра Ерлана Аккенженова, в котором была освещена проблема с поставками нефти на казахстанские нефтеперерабатывающие заводы. Изначально ее озвучила компания Caspian Investments Resources Ltd — дочерняя компания китайской нефтяной и химической корпорации Sinopec, которая добывает нефть в западном Казахстане, а далее направляет ее на казахстанские нефтеперерабатывающие заводы. Оказалось, что последние три месяца Министерство энергетики без объяснения, без нормативно-правовых актов и регламента, перераспределяет поставки нефти, перебрасывая ее с завода на завод. Из-за этого компания несет большие финансовые потери. Мы, кстати, уже пытались получить ответы на наши вопросы, задавая их руководителю Управления транспортировки нефти Эльмире Араповой, но она нас проигнорировала и даже сбежала. Подробнее здесь.

Запрос Аккенженову был отправлен еще до встречи с Араповой. Получив, спустя две недели, ответное письмо от вице-министра, мы удивились. Потому что Ерлан Аккенженов проигнорировал большую часть наших вопросов. Давайте по-порядку.

В ответе на наш запрос говорится, что Минэнерго руководствуется статьей 130 Кодекса «О недрах и недропользовании», которая гласит, что в целях обеспечения потребностей внутреннего рынка нефтепродуктами недропользователи обязаны в соответствии с графиками поставки осуществлять поставку нефти для переработки на территории РК. Вот только на вопрос, почему этот график министерством отправляется за день до транспортировки нефти, Аккенженов не ответил. Мы в свою очередь напомним, что несмотря на то, что у компании CIR имелись и договор переработки нефти, и договор с АО «КазТрансОйл» на приемку и последующую транспортировку нефти в направлении ТОО «ПНХЗ», Министерство энергетики за день до отправки сырья прислало новый график. По нему в ноябре 100% объемов из ресурса Каракудукмунай, СП Арман, Нельсон Петролеум Бузачи, предназначенного для внутреннего рынка РК, направлено в адрес ТОО «АНПЗ». Из-за неясного принципа перераспределения поставок нефти за последние три месяца группа компаний Sinopec понесла значительные финансовые потери.

В письме от Аккенженова говорится, что «основной задачей министерства является энергетическая безопасность государства, которая реализуется путем обеспечения внутреннего рынка сырьем», тогда непонятно, зачем перебрасывать нефть с завода на завода, срывать поставки, вставлять палки в колеса инвесторам? Если на то есть обоснованные причины, почему бы их нам не прописать?

Также в Минэнерго рассказали, что при разработке графика поставки сырья учитываются следующие факторы: внутренние потребности страны в объемах, определяемых уполномоченным органом; действующая техническая пропускная способность магистральных нефтепроводов; обстоятельства непреодолимой силы. Отсюда тоже вытекает вопрос, зачем создавать обстоятельства непреодолимой силы? Почему нельзя было график распределения нефти отправить заранее, чтобы компания могла подготовиться?

Вместе с тем сообщаем, что жалоба от компании Caspian Investments Resources Ltd не поступала в министерство, — сообщает нам Ерлан Аккенженов.

И это при том, что жалоба еще задолго до ответа на запрос уже была распространена и широко обсуждалась как в СМИ, так и в социальных сетях. Более того, редакция Press.kz также писала о сложившейся ситуации, однако в министерстве почему-то не отреагировали на новости. Вместе с тем, хотелось бы рассказать, что Caspian Investments Resources Ltd в своем письме в администрацию президента заявила, что нефтедобывающие компании разделяют на угодных и неугодных. Так ли это на самом деле? На этот вопрос Аккенженов не удосужился нам ответить.

А еще Press.kz хотел узнать, правда ли, что ответственные за распределение нефти по нефтеперерабатывающим заводам Казахстана получают бонусы за свою работу, хотя это их обязанность. И имеет ли сам Ерлан Аккенженов непосредственное отношение к поставкам нефти? Кстати, в Telegram-канале «Чиновник», где было опубликовано письмо с жалобами Caspian Investments Resources Ltd, говорится, что именно Ерлан Кудайбергенович препятствует работе группы компаний Sinopec. Также в нем говорилось, что Аккенжанов цитируем «аффилирован с Азаматом Капеновым». Как известно, Азамат Капенов — зять осужденного экс-министра КНБ Карима Масимова. А еще он является заместителем гендиректора «Федеральной грузовой компании» и занимается развитием бизнеса на территории СНГ.

Мы также, ничего не утверждая, поинтересовались, может ли быть так, что Министерство энергетики РК, в лице Ерлана Аккенжанова, срывает поставки нефти в казахстанские нефтеперерабатывающие компании, чтобы искусственно создать дефицит бензина в Казахстане, и чтобы в последующем Россия по договору со странами ЕАЭС экспортировала бензин в Казахстан? Такой вопрос возник из слов самого вице-министра, который на брифинге 25 сентября 2023 года говорил, что если Казахстану будет грозить внезапный дефицит топлива из-за проблем на казахстанских НПЗ, то его приобретут по более высокой цене в России. И может ли быть такое, что в этом Аккенженову может помочь Азамат Капенов?

Самого Ерлана Аккеженова обвиняют в саботаже и говорят, что он мешает деятельности иностранных инвесторов. Что думает на этот счет вице-министр, редакция Press.kz тоже спросила, но ответа не получила. Не узнали мы и самое главное, кто именно ответственен за распределение нефти по казахстанским НПЗ, кому именно нам задавать вопросы? Уж не убежавшей ли чиновнице Эльмире Араповой, руководящей транспортировкой нефти?

Вопросов много, а ответов нет. Поэтому редакция Press.kz снова направила запрос в Министерство энергетики РК на имя Ерлана Аккенженова с просьбой все-таки обратить на нас внимание и ответить на вопросы. Хотя, думаем, ответ мы получим не скоро, ведь сам вице-министр на данный момент не в Казахстане, а в Германии.