Запрет на ношение хиджаба может привести к расколу общества в Казахстане
В последние годы в Казахстане уровень исламофобии растет не только на общественном уровне, но и политическом. Депутаты бьют тревогу о распространении радикального ислама в стране, а министр культуры и информации Аида Балаева заявляет, что в стране могут ввести запрет на ношение хиджабов и коротких штанов в общественных местах. Подобные нормы и даже их обсуждение могут привести к расколу общества и различным конфликтам, считают эксперты. Подробнее об этом в материале Press.kz.
Запрет на ношение религиозной одежды в общественных местах не только ущемляет права верующих, но и противоречит политике толерантности Казахстана, о которой заявляют наши власти на съезде лидеров мировых и традиционных религий, считает социолог Серик Бейсембаев.
Он отметил, что вопрос хиджаба и национальной безопасности обсуждается еще с 2011 года. С тех пор в Казахстане ведется борьба с религиозным экстремизмом. В этом направлении были реализованы две госпрограммы, на которые ушли миллиарды бюджетных тенге, был принят закон «О религиозной детальности», а с 2016 года в школах запретили носить хиджаб.
Все было сделано под эгидой усиления национальной безопасности страны, недопущения влияния нетрадиционных течений ислама. Сейчас эта риторика вновь возникает на фоне споров вокруг хиджаба и в целом роста религиозности населения. То есть, так бюрократия отвечает на воображаемую угрозу со стороны исламизированной части населения. Я как человек, который давно изучает вопрос экстремизма, могу сказать, что между исламом, экстремизмом и национальной безопасностью нет прямой связи. Это разные вещи. Когда государство предлагает такие нормы — ислам равно угроза — значительная часть граждан сразу же попадает под стигму. Предлагаемый запрет на ношение религиозной одежды воспринимается как некий сигнал о том, что в этой стране им не рады, что их образ жизни находится под атакой. Соответственно, эти люди могут испытывать дискриминацию и в дальнейшем возможна их радикализация, — заявил социолог.
Бейсембаев считает, что Казахстану необходимо придерживаться инклюзивной религиозной политики. Ведь право на вероисповедание у нас гарантировано Конституцией.
Читайте также: Токаев поставил точку в вопросе ношения хиджаба в школе
В свою очередь, религиовед Асылбек Избаиров считает, что возможный запрет на ношение хиджаба — это бездарная политика, направленная на будущие конфликты и раскол общества.
На фоне арабо-израильского конфликта создавать раскол в обществе — это плохо. И главное — это бездарная политика, направленная на будущие конфликты, расшатывание основ общества. В этом я ничего хорошего не вижу. Это будет воспринято религиозным кругами как притеснение ислама, — заявил эксперт.
По словам религиоведа, хиджабы и короткие штаны могут лишь угрожать национальной идентичности, а не безопасности страны. Важнее не то, что носят казахстанцы, а то, какой идеологией они заражены.
Мы даем лишний повод для раскола общества, конфликтов и различного рода последствий. Мы видим, что мир меняется. Сказанное сегодня слово завтра может всколыхнуть общество. Если говорить о безопасности страны, то вопрос не в том, что носят эти люди на себе, а в том, о чем они думают, что в их головах. Какой идеологией, к примеру, заражена покрытая девушка. Если надо, они могут снять хиджаб. Но таких единицы. И обещать так нельзя, ведь мусульманский пласт в Казахстане большой. Верование — это твое личное. Как ты веришь, как ты молишься Богу — это все твое, пока ты не нарушаешь закон. Когда мы говорим о том, что Казахстан — светское государство, это значит управлять государством, исходя из принципа равноправия всех граждан, — заявил Избаиров.
Читайте также: В ДУМК вспомнили про шариат и просят разрешить платки в школах
В заключение Избаиров отметил, что многовековая история ислама не сделала из казахов, арабов. Поэтому если женщины в платках будут сосуществовать наравне с представителям различных субкультур, это никак не помешает развитию страны.
6 октября министр культуры и информации Аида Балаева заявила, что закон «О религии и религиозной деятельности» будет ужесточаться, а само ведомство выступит с предложением запрета носить в общественных местах одежду, которая прямо указывает на вероисповедание.
Мы будем работать над тем, чтобы пересмотреть отдельные нормы закона о религии. В нашем действующем законе нет понятия деструктивные течения. Нам нужно провести работу по всем пунктам. Это требует тщательного изучения мнения общественности. Я полагаю, нам не только эксперты и теологи помогут, но и общество тоже подключится. Я полагаю, все меры будут реализовываться, — заявила тогда министр.
Вопрос запрета на хиджабы появился после того, как в Узбекистане депутаты Законодательной палаты приняли поправки в кодексы, согласно которым в стране установлена ответственность за пропаганду многоженства и превосходства граждан на основе принадлежности к той или иной религии, отрицание равных прав женщин и мужчин.
К слову, закон уже начал работать. Так, ранее в Сети появился видеоролик жесткого задержания женщины в узбекском городе Фергана. Сотрудники полиции затолкали ее и ребенка в автомобиль. По словам авторов видеоролика, причиной являлось ношение хиджаба.