Жена подозреваемого во взятке главы «Ертіс орманы» заявила о давлении

6 февраля 2024 года Антикоррупционная служба РК сообщила о задержании главы павлодарского резервата «Ертіс орманы» Армана Бектемирова, которого подозревают во взятке. Однако адвокат задержанного и его жена не согласны с предъявленным обвинением. На пресс-конференции, организованной по данному делу, они рассказали подробности, передает Press.kz.

Фото:

В чем обвиняют главу «Ертіс орманы»

Антикоррупционная служба по Павлодарской области расследуют уголовное дело по статье 366 часть 3 пункт 4 УК РК «Получение взятки». В качестве подозреваемого выдвинут руководитель резервата «Ертіс орманы» Арман Бектемиров. В Антикоре сообщили, что подозревают Бектемирова в том, что он организовал преступную схему — получение взятки за незаконную вырубку и продажу леса предпринимателям.

26 января 2024 года с санкции следственного суда руководитель резервата Арман Бектемиров заключен под стражу сроком на два месяца.

Арман Бектемиров

На пресс-конференции, устроенной в целях защиты подозреваемого Бектемирова, его адвокат Гульмира Шалдыкова заявила, что дело о взятке было создано по двум эпизодам.

Первый эпизод обвинения — получение взятки от Александра Бегимбетова в период июль-октябрь 2023 года. Суммы перечислялись на счет родственников Бектемирова. 

Второй эпизод — получение взятки от Мейрама Ибрагимова, работника РГУ «Ертіс Орманы».

Переводы, которые осуществлялись Бегимбетовым на карточные счета Бектемирова и его родственников, являются расчетом за лошадей. У моего подзащитного есть супруга — Гулим Бектемирова. У нее на праве собственности зарегистрировано крестьянское хозяйство «Арман тулпары». Она их (лошадей — прим. ред.) продала Александру Бегимбетову. Об этом заявлял Бегимбетов в ходе допроса. Однако следователь интерпретировал по-своему. Он (Бегимбетов) был вынужден, находясь длительное время в органах Антикоррупционной службы, без еды, без воды и более срока, предусмотренного действующим уголовным и процессуальным законодательством, оговорить Бектемирова Армана, — заявила юрист.

Защита утверждает, что Александр Бегимбетов значится единственным свидетелем в деле. Он якобы явился с повинной и рассказал о правонарушениях со стороны Бектемирова. Однако адвокат Бегимбетова Данияр Умаров заявил, что его подзащитный написал явку с повинной под психологическим давлением органов досудебного расследования и находился более 12 часов на допросе, поэтому и дал показания против Бектемирова. Также адвокат сказал, что его подзащитный Бегимбетов готов пройти соответствующий полиграф в подтверждение всех событий.

Касательно второго эпизода обвинения, адвокат заявляет, что Бектемиров не получал взятку от работника РГУ «Ертіс Орманы» Мейрама Ибрагимова. Ибрагимов тоже купил лошадей.

Имеется заявление от Мейрама Ибрагимова о том, что он купил три головы лошадей, одного жеребца и двух кобыл, полукровных пород на общую сумму более трех миллионов тенге. Оплату совершал посредством перевода в банк на имя Бектемировой Гулим, ее сына Досынхан Диаса. Перевод был в августе 2022 года на сумму 2,6 миллиона тенге. И имеется еще остаток долга в размере 370 тысяч тенге, — сообщает адвокат Гульмира Шалдыкова.

Также она обратила внимание общественности на то, что Ибрагимов в ходе досудебного расследования не был допрошен в качестве свидетеля.

Это лишь надуманные доводы органа досудебного расследования, что Ибрагимов давал взятку, а Бектемиров получил взятку. Я полагаю, что по необоснованному обвинению мой подзащитный Бектемиров находится в изоляции от общества с 25 января и грубо нарушаются его конституционные права — право на свободное передвижение, — отмечает адвокат Бектемирова.

Шалдыкова предполагает, что данное уголовное дело имеет заказной характер.

Супруга Бектемирова о давлении со стороны органов следствия

Гулим Бектемирова рассказала, что ее супруг Арман Бектемиров стал руководить резерватом «Ертіс орманы» в 2022 году. На должность его избрали путем голосования. Тогда большинство работников резервата избрали директором Бектемирова.

Арман Бектемиров с супругой Гулим

В течение года он работал, было все хорошо. Пока в один день на хвост нам не упали органы власти — это УБОП (Управление по борьбе с организованной преступностью — прим. ред.) Павлодарской области. Они оказывали давление на моего супруга: то отправляли проверки, то аудит, то выездные проверки. В сентябре в 5:00 утра к нам заехала группа из 60 человек. Там были СОБР, «Беркут». Полностью был УБОП. Они залетели домой, с автоматами. Был обыск в шести домах. Там многодетные мамы есть, мужчина больной, в домашней одежде их клали на пол, по 3-4 часа держали на полу. Они перевернули все. Конфисковали, начиная от маленькой бумажки, заканчивая ювелирными украшениями женщин, — рассказала супруга задержанного.

После этого обыск провели и в самом резервате. По словам Гулим Бектемировой, дело возбудили по факту задержанных на Омской трассе двух КамАЗов леса. Однако его уже расследовало управление внутренних дел по району, поэтому супруга задержанного недоумевает, почему за него взялось УБОП.

Из-за двух КамАЗов были задействованы 60 человек. Далее шло следствие, но дело закрыла Генпрокуратура, так как не было состава преступления. УБОП организовал такую ситуацию с дронами, снимали целый клип, по Казахстану его показывали. Но в конечном итоге ничего у них не было. Генпрокуратура дело закрыла. Однако они, нарушая закон, все материалы передают в Антикоррупционную службу, — рассказала супруга подозреваемого.

Начиная с этого момента, по словам Гулим Бектемировой, на нее, ее детей, родных и близких начинают оказывать давление.

Постоянно нас преследовали люди, постоянно машины. Даже на той неделе, когда я была в Астане, были машины, которые охотились за нами. При этом Садыков Дамир (руководитель следственной группы Антикоррупционной службы — прим. ред.) сказал, что он в свое время сажал Масимова, делал обыск у него дома, сажал нашего замакима города. Как бы посадить супруга для него ничего не значит, — заявила Гулим Бектемирова.

А еще у семьи Бектемировых сгорел дом. Супруга задержанного Армана Бектемирова считает, что это был умышленный поджог.

Я хотела бы попросить помощи у нашей Генпрокуратуры, у нашего президента. Я сама являюсь членом партии Amanat, наряду с президентом строю «Жана Казахстан — государство без коррупции». И сейчас, столкнувшись с этим, я не знаю куда идти. Потому что со всех сторон идет атака. Нас с детьми пугают. Я прошу разобраться. Прошу помощи. 12 января у нас сгорел дома. Я уже думаю, что это был поджог. Мы 15 лет в нем жили, ничего такого не было. Дом сгорел. За одну ночь мы остались без жилья. Сейчас мы живем у свекрови дома. У меня даже есть доказательства, что оказывают давление на моих родителей, на моих братишек. Постоянно под окнами люди. В течение года идут гонения со стороны правоохранительных органов Павлодарской области. Когда я ехала сюда, за нами ехали 3-4 машины. Кругом коррупция, — заявила со слезами на глазах Гулим Бектемирова.

Семья подозреваемого и его адвокат просят Антикоррупционную службу по Астане разобраться в деле, изъяв его из Павлодара. Также они просят Генеральную прокуратуру взять дело на контроль и установить справедливость.

Объявление в розыск

Между тем 16 февраля 2023 года стало известно, что единственный свидетель с правом на защиту в деле Бектемирова — Александр Бегимбетов, 14 февраля 2024 года объявлен в розыск. Об этом сообщил его адвокат. 

По словам адвоката Данияра Умарова, 26 января, 6 февраля и 9 февраля 2024 года в Генеральную прокуратуру, в прокуратуру Павлодарской области, в Антикоррупционную службу Павлодарской области он от имени Бегимбетова писал жалобы, которые до сих пор не рассмотрены. Хотя по нормам процессуального кодекса, подобные заявления должны быть рассмотрено незамедлительно в течение 24 часов. После этого должно быть соответствующее процессуальное решение — либо отказать, либо удовлетворить его. 

Данное заявление о предоставлении защиты до настоящего времени не рассмотрено по существу. Об этих событиях мной и было сказано в Генпрокуратуре. Также есть реальные сомнения в отсутствии беспристрастности по данному уголовному делу. Нами также написано соответствующее ходатайство против следственно-оперативной группы и путем создания новой оперативной группы, куда бы вошли сотрудники прокуратуры, Генпрокуратуры, прокуратуры Павлодарской области. Мы не против, чтобы в ней также приняли участие сотрудники центрального аппарата Антикоррупционной службы, а также Антикоррупционной службы по Павлодарской области. В целом мы не против данного уголовного дела. Мы за прозрачность, за законность. За применяемые законом методы, — отметил Умаров.

Также в Генпрокуратуре адвокат Бегимбетова рассказал о неправомерных действиях следствия, а именно о том, что Александр Бегимбетов с 24 января 14:30 до 3:00 ночи 25 января находился в департаменте Антикоррупционной службы по Павлодарской области, пробыв там более 12 часов. 

Сотрудники Генпрокуратуры заявили, что проверят данные обстоятельства. Более того, даже если обозреть протокол допроса моего клиента, там в хронологическом порядке не соответствует временной поток, который отображен в самом протоколе. Я полагаю, что все эти события должны быть установлены. 9 февраля 2024 года по заявлению моего клиента было зарегистрировано и возбуждено уголовное дело в отношении сотрудников Департамента Антикоррупционной службы Павлодарской области. Отсюда возникает резонный вопрос — каким образом органы досудебного следствия выносят 11 февраля документ о признании квалификаций и деяний и в дальнейшем 14 февраля объявляют в розыск Бегимбетова с вынесением соответствующего постановления, говоря, что якобы мой доверитель скрывается от органов следствия, — задается вопросом адвокат. 

Сам Александр Бегимбетов, которого объявила в розыск прокуратура Павлодарской области, действительно, не скрывается от органов следствия. Более того, он вместе с адвокатом пришел к зданию прокуратуры для того, чтобы рассказать правду о произошедшем в Павлодаре. К слову, теперь Бегимбетов является подозреваемым в деле. 

Я не скрываюсь. Я почему здесь нахожусь. Я хочу помощи вашей. Кроме вас больше некому нам помочь. Ради этого мы здесь находимся. В данный момент мне захотелось увидеть и объяснить все своими словами. Следствие проходило незаконно. Мне угрожали, что посадят. Какие то документы мне показывали. У меня испуг появился. Я уже не знал, что делать, как мне оттуда выйти. Мне надо было оттуда (из Департамента Антикоррупционной службы по Павлодарской области — прим. ред.) выйти. Я понимал, что все вранье, следователь уже сам как хотел, так и писал. Че он там писал, я не видел. Даже явку с повинной он меня заставил написать, но я даже не знаю, что я написал. Честно. Я не помню, — рассказал Александр Бегимбетов прямо у здания Генеральной прокуратуры РК. 

На прием в Генпрокуратуру вместе со своим адвокатом также пришла жена Александра Бегимбетова с целью оказать поддержку мужу.

О задержании главы павлодарского природного резервата «Ертіс орманы» Армана Бектемирова стало известно сегодня. Подробнее здесь.