«Бездумно взяли эти цифры»: эксперт о росте тарифов на воду в Казахстане

С 11 февраля 2024 года в Казахстане внедрен механизм дифференциации по объемам потребления на услуги питьевой воды в пределах установленной нормы объема потребления на 1 человека. То есть теперь по всей стране устанавливается четырехуровневый тариф для потребителей. К чему приведет такая мера, и как скажется на сбережении водных ресурсов страны в эксклюзивном интервью Press.kz рассказал специалист в области строительства Фарид Акбердиев.

Жители Экибастуза и Риддера весной получат увеличенную коммуналку за отопление
Фото: Фото: из открытых источников

Так, по данным Министерства водных ресурсов и ирригации РК, тариф на питьевую воду будет дифференцироваться следующим образом:

  • I группа — потребление до 3 м³ в месяц, применяется действующий тариф (потребляют 49% населения);
  • II группа — потребление от 3 до 5 м³ в месяц, + 20% к действующему тарифу (потребляют 20% населения);
  • III группа — потребление от 5 м³ до 10 м³ в месяц, + 50% к действующему тарифу (потребляют 20% населения);
  • IV группа — потребление свыше 10 м³ в месяц, + 100% к действующему тарифу (потребляют 11% населения).

Стоить отметить, что внедрение нового механизма будет зависеть от заявки каждого монополиста региона. Чиновники полагают, что такое новшество повысит водосбережение в стране. Так, по данным Министерства национальной экономики, при применении данного подхода дополнительный доход по стране составит порядка 13 млрд тенге. Как сообщал ранее министр Нуржан Нуржигитов, данные средства субъекты естественных монополий обязаны направлять по целевому назначению для реконструкции сетей и оборудования, для снижения уровня изношенности сетей и уменьшению потерь.

Но давайте разберемся, так ли эффективна эта мера, и насколько подъемными будут тарифы для казахстанцев.

Фарид Акбердиев задается вопросом: «откуда в МНЭ взяли норму три кубических метра воды в месяц на человека?». По мнению эксперта, прежде чем устанавливать какую-то норму, нужно провести исследование, расчеты, посоветоваться со специалистами отрасли.

Он заметил, что строители сейчас при проектировании многоэтажек работают с такими нормативными документами, как Свод правил РК 4.01.101-2012 «Внутренний водопровод и канализация зданий и сооружений» (с изменениями на 24.10.2023 года) и Строительные нормы РК 4.01.01.2011 «Внутренний водопровод и канализация зданий и сооружений» (с изменениями на 24.10.2023 года).

А теперь отметим, что согласно этим документам, норматив на воду в жилых помещениях составляет 250 литров в сутки. В месяц это составляет 7,5 кубического метра воды, но никак 3, как отмечается в первой группе потребителей.

Ведь три кубических метра воды семья из трех человек расходует ежедневно, просто принимая ванну, не говоря уже о том, что нужно еще потратить воду на приготовление еды и другие домашние заботы. А в южных регионах страны в летнее время многие люди принимают ваанну и душ чаще, чем один раз в день. По первой группе норматив не выдерживает даже такой поверхностной критики, что уж говорить об остальных группах. Бездумно и безосновательно взяли эти цифры, — считает эксперт.

Он также отмечает, что монополисты, каждый раз повышая тарифы, заверяют чиновников в том, что полученные средства будут направлены на модернизацию сетей и оборудования, но делается ли что-то на самом деле? Экибастузская катастрофа, известная всей стране, наглядно показала, что нет, и во многих регионах Казахстана сети давно устарели — по данным на 2022 год изношены на 51% (в некоторых регионах более, чем на 60%), и для их модернизации мало что делается.

Каждый раз говорили, что очередное повышение необходимо для модернизации сетей. А толку-то нет. Надо провести учет, мониторинг и выяснить, как выполнялось обещанное монополистами. Куда растратили выданные им субсидии из народных денег?, — считает Фарид Акбердиев.

Факты растраты денежных средств прокуратура РК выявляет с завидным постоянством, так что примеры тут можно долго приводить. Во всех городах Казахстана из-за изношенности инженерных сетей начали повышать тарифы на коммунальные услуги в рамках программы «Тариф в обмен на инвестиции». Цель программы — обновить сети и коммунальные услуги улучшить, срок — до 2029 года. Но хотя бы какие-то промежуточные результаты пока не видны, а до 2029-го ждать еще долго.

Монополист, когда встает необходимость ремонта в многоэтажном доме, говорит, что внутри дома — это все ваше, вы должны делать ремонт за свой счет. А вот от дома до колодца — это наша отвественность. Так где же это «наше»? Мы платили налоги, они в том числе идут и на развитие инженерных сетей. А сейчас еще и тариф поднимают, дифференцируют. До каких пор монополисты будут выезжать за счет народа?! Народ, конечно, и на этот раз «проглотит» очередное повышение тарифов, но что-то мне подсказывает, что терпение его уже на пределе, — рассказывает Фарид Акбердиев.

Он добавил, что практически все инженерные сети в стране были проложены в послевоенное советское время, а за 33 года независимости Казахстана даже не смогли обновить сети.

Кроме как поднимать тарифы, ничего не сделали. А где прозрачность в формировании тарифов? Откуда такие цены? Это называется неэффективное управление, — замечает эксперт.

Специалист по строительству считает повышение тарифов на воду полным абсурдом. Ведь в то время, как правительство борется с инфляцией, при повышении тарифа на воду, все продукты и товары первой необходимости снова вырастут в цене.

Любой завод-изготовитель будет учитывать расходы на воду. А ведь повышение тарифа довольно большое. И это тоже один из разогревателей инфляции, с которой мы никак не справимся. В ЖКХ на 45% и так уже повысили, — говорит эксперт.

Интересно, что цены на тарифы поднимают на десятки процентов, а пенсии только на 7%. Фарид Акбердиев уже на пенсии, ему в новом году ее повысили на 9%, но по сравнению с тем, как растут цены на оплату ЖКХ, продукты питания, цены на ГСМ и электричество, рост инфляции, это добавка вовсе не ощущается.

Все нынешние цены съедают мою добавку. Как пенсионеры должны прожить на мизерную пенсию и оплачивать такие тарифы, при том, что в стране постоянно повышаются цены на продукты питания и лекарства? Где логика? Президент говорил о повышении комфортности жизни казахстанцев. Какое это повышение, если, учитывая нынешнюю инфляцию, еще и тарифы так выросли. Как жить пенсионерам, молодым людям? Я искренне удивляюсь, когда озвучивают среднюю зарплату казахстанцев в 450 000 тенге. Это вранье. Может быть, в нескольких регионах и есть миллионные зарплаты, но на селе 100 000 тенге — громадные деньги, из сел люди бегут, потому что там зарплаты нет хорошей. А теперь и тарифы так поднимутся (…), — сетует Фарид Акбердиев.

Выступая на расширенном заседании правительства 7 февраля, глава государства говорил о том, что «рост тарифов должен сопровождаться адресным субсидированием потребителей. Этот процесс надо максимально упростить и автоматизировать». А что сделано в этом направлении? Вопрос пока остается без ответа.

Фарид Акбердиев предлагает обязать Минфин РК обнародовать информацию по каждой области о том, сколько денег было выделено из бюджета на замену инженерных частей более чем за 30 лет независимости, и сколько на эти средства поменяли километров водопроводных, канализационных и теплосетей. Тогда, по его мнению, картина будет ясна.

Где-то ТЭЦ построили за счет республиканского бюджета, по каким-то улицам меняли сети — за счет областного бюджета. У Минфина есть документы за 30 лет по каким программам и спецификациям отпускались деньги. Можно в разрезе каждой области посчитать, какие триллионы были отпущены. К примеру, Южному Казахстану выделили пять триллионов, а выхлоп всего на 100 миллионов. Вот надо найти, куда остальные деньги пошли, — советует эксперт. 

Он вспоминает, что за 10 лет после Великой Отечественной войны все оккупированные территории — Волгоград, Минск, Киев были восстановлены, там заново проложили все инженерные сети. Несмотря на то, что после войны не хватало труб, трудовых резервов и современной техники.

Восстановили ГЭС, ГРЭС, начали газификацию. А у нас за последние 30 лет ничего не сделали. Я работал заведующим отделом строительства и ЖКХ Шымкентского горкома партии, поэтому хорошо знаю о том, что говорят чиновники. Они говорят о 60% изношенности сетей, так эти цифры уже были в 1990-м году. У нас посмотришь, маленький чиновник энергонадзора ездит на джипе, а он просто передающее электричество звено. Складывается такое впечатление, что министры, которые постоянно у нас меняются, совершенно не владеют ситуацией, связанной с сетями, — сетует Фарид Акбердиев.

Он обращался и к депутатам по вопросу поднятия тарифа на воду, которые заверили, что этот вопрос поднимают на заседаниях часто, но правительство просто не обращает внимания.

Я считаю, что если приняли какую-то программу на 10 лет, например, то надо отчитаться, что было сделано за эти годы. Давно питьевой водой должны были обеспечить все села, до сих пор обеспечивают, — рассказывает Фарид Акбердиев.

Читайте также:  В Уральске горожане пригрозили забастовкой в случае увеличения тарифа на электроэнергию 

Тем временем в правительстве считают, что рост тарифов необходим для поддержания работоспособности коммунальных сетей. Но многим казахстанцам не по карману 30% рост стоимости коммуналки. Вице-министр нацэкономики Тимур Жаксылыков заявил, что без повышения тарифов проблемы в коммунальной сфере не решить.

При этом эксперт в сфере энергетики Сергей Соколов заявил, что новая государственная программа «Тариф в обмен на инвестиции», введенная в конце 2023 года, уже не работает. Из-за нее выросли тарифы для простых казахстанцев, но ТЭЦ эти средства не особо помогут.