Один из самых важных периодов в жизни любого человека – это опыт родительства. Сначала – бессонные ночи, крики, разбросанные повсюду игрушки. Дальше больше: переходный возраст, гормоны, бунт. Учеба, взаимоотношения с окружающими людьми, первые влюбленности, первое долгое расставание. Работа, профессия, женитьба (возможно, неудачная). И на всех этапах вы должны быть рядом. Помогать, поддерживать, советовать. Если посмотреть на родительство как на долгосрочный бизнес-проект (речь ведь идет минимум о 18 годах), то можно отметить несколько любопытных деталей, которые, возможно, пригодятся вам в бизнесе. Чему ребенок и опыт родительства могут научить бизнесмена – в материале Press.kz.
Первым пунктом сама по себе напрашивается стрессоустойчивость. Вас вряд ли сможет вывести из себя нервный деловой партнер, если вы когда-нибудь делали уроки со старшим ребенком под аккомпонемент визгов младших, которым тоже требуется внимание – вынь да положь. Имея в анамнезе опыт родительства, вы умеете достаточно быстро переключаться с задачи на задачу, причем задачи эти могут быть принципиально разного характера. Вы учитесь смотреть на мир под другим углом, задавать вопросы, отвечать на вопросы. Порой совершенно удивительные. А чему еще может научить ребенок?
Не все, но почти все вокруг можно объяснить простыми словами. Важно уметь их правильно подбирать. Ребенок, а здесь речь идет о совсем еще маленьком человеке, скажем, до трех лет, не понимает извилистых мыслей, не видит двойного дна, не считывает намеки и сарказм. А вот если он тебя понял, значит, поймут и взрослые. Доносить мысли четко, просто, по делу, образно, но при этом выбирая бережные интонации – всему этому нас учат дети.
Оказываясь в мире взрослых, мы вдруг обнаруживаем, что не можем что-то сказать, боимся, стесняемся. Размазываем мысли по дереву, упражняясь в искусстве велеречивости, но на деле все только запутываем. С ребенком такой номер не пройдет. Научившись объяснять сложные вещи ребенку, вы получаете практически бесценный коммуникативный навык.
Ребенок не может быть с вами всегда. Точно так же, как вы не сможете контролировать абсолютно все процессы в бизнесе и замыкать на себя все решения. Такой бизнес не будет развиваться. Понятно, что предприниматель придумал все это, нашел деньги, людей, выстроил процессы, и ему зачастую кажется, что без его деятельного участия все мгновенно рухнет. Может, оно и так. Но это будет опыт, который вы позволите своей команде и компании прожить, извлечь уроки, стать лучше. Та же самая история с детьми – просто невозможно контролировать каждый их шаг, придется доверять. И доверять куда легче, когда уже есть подобный эмоциональный опыт. Ребенка сложно оставить с няней впервые, или в детском саду, за ним все время хочется наблюдать из окна, пока он играет во дворе. Но долго вы так не продержитесь. Сепарация учит бизнесмена делегировать. Даже самое важное.
Умение говорить “нет” – это из базовых и важнейших навыков коммуникаций. Если вы научились отказывать своему собственному ребенку, аргументируя, объясняя, но непреклонно стоя на своем, то и бизнес-переговоры пойдут удачнее.
Ребенка и художника легко обидеть, сказав, например, что он “переживает из-за пустяка”. Если переживает, значит, для него это не пустяк, хотя в ваших глазах ситуация может не стоить и выеденного яйца. Важно уметь посмотреть на мир чужими глазами, попробовать понять, что для людей принципиально важны могут быть самые разные вещи. Это поможет создать в компании командный дух и показать сотрудникам, что вы их слышите.
Распространенная когнитивная ошибка – считать, что все вокруг наделены теми же опытом и знаниями, что и вы. Поэтому иногда люди становятся нетерпеливыми к другим. Но дети – новички в этой игре, они показывают вам, что кто-то и правда может не знать пусть даже самых элементарных, на ваш взгляд, вещей. А терпение тем временем – одно из ключевых качеств предпринимателя. Оно часто важнее опыта и знаний.
Родительство – это непросто. Вы тратите колоссальное количество энергии; нужно уметь успевать вообще все. Например, успеть поспать, пока спит маленький босс, суметь найти время на себя, пока ребенок в саду или в школе. Словом, уметь отдыхать в спартанском режиме. Но отдыхать – перезарядка нужна нам всем.
Маленький человек, за которого вы несете ответственность, нередко ведет себя как стихийное бедствие. Злиться и призывать ребенка к порядку? Сомнительно, что это поможет. Можно просто принять ситуацию и быстро перестроиться на новые условия.
У детей обостренное чувство справедливости. Это важный аспект как родительства, так и ведения бизнеса: быть честным, стоять на своем, быть строгим, но при этом соблюдать баланс, учитывать мнения всех сторон. Если критиковать, то конструктивно.