После паводков в разных регионах Казахстана многие люди остались без жилья. В качестве компенсации государство обещает им выплаты, которые варьируются в зависимости от региона. Но не все владельцы подтопленных домов могут рассчитывать даже на это, передает Press.kz.
Ранее мы писали о семье из шести человек. Их дом пострадал от паводков. Правда, он не ушел под воду. Его разрушают грунтовые воды, вызванные наводнением. Инцидент произошел в Тобыле и в местном акимате пострадавших не только не проинформировали о том, что делать дальше, но и нагрубили.
Надежда, жительница пострадавшего на улице Ленина дома, в деталях рассказала свою историю и показала в каком состоянии находится ее дом.
5 апреля в районе 23:00 вечера мы всей семьей находились дома и нас экстренно эвакуировали, так как вода поднималась. Наш дом самый последний на улице, рядом с водоемом. За время нашего отсутствия поднялась вода, но тогда она не доходила до дома. В последний раз, когда мы приехали проверить обстановку, она уже дошла до дома, но не попала в дом. Отец открыл погреб. Мы увидели, что затопило где-то 15 сантиметров. Вскоре вода поднялась до самого пола. Начали рушиться стены и так как у нас пол забетонированный, эти грунтовые воды начали подниматься и бурлить. В конечном итоге у нас обрушился весь погреб. Осыпалась стена, разделяющая две комнаты. Начала рушиться несущая стена. Там трещина почти с ладонь. Она вся мокрая. 10 апреля мы пошли с мамой в акимат, подавать заявление на компенсацию. Нас спрашивают: «Вас же вода не затопила?». Мы отвечаем: «У нас была вода во дворе, в огороде, в пристройке, до дома дошла, но в сам дом вода из реки не зашла. Топят нас именно грунтовые воды». В акимате ответили: «Они всегда были. Это ваши проблемы. Вас же волной не смыло. От стихийного наводнения ни один дом у нас в Тобыле не пострадал». У меня мама спрашивает: «Как нам быть? На что нам жить? Как восстанавливать теперь дом? Своими силами получается?» Они говорят: «Это не наши проблемы. У вас грунтовые воды, а они были всегда».
Еще одна проблема, с которой столкнулась семья Надежды, — загрязнение питьевой воды.
У нас не подключена основная вода, есть своя скважина глубиной 10 метров. Она вся заполнена паводками и питьевой воды нет, потому что вода грязная. При том, что мы остались и в аварийном доме, и без питьевой воды, нам в акимате говорят: «Мы ваше заявление приняли. Ждите комиссию. Вот вам положены же 184 тысячи, и то не факт, что вам их дадут, ведь это на усмотрение комиссии. Можете на них сильно не рассчитывать. Вас же водой не смыло». У нас в доме шесть человек живут. Из них двое — дети, которые должны учиться в школе, а они из-за этого не могут до школы добраться, потому что нет возможности. Сейчас мы ютимся у родителей моего папы. Нас в квартире 8 человек. Вернуться в дом мы не можем. Там нереально находиться. Наступаешь на бетонный пол, и он сыпется. Доски над погребом вот-вот провалятся. По стенам идут трещины.
Рядом с огородом вода стоит до сих пор, эта вода давит на грунтовые воды и они не уходят. Вода может убыть сантиметров на 20, но потом поднимается на 50 до пола. Там пузырится, бурлит. Остается только, чтобы она фонтаном пошла, потому что бурлит до такой степени. В былые времена вода никогда не доходила до дома, когда разливалась река Круча пол был сухой. У нас нетипичная ситуация и вместо того, чтобы спокойно объяснить это моей маме, в акимате только услышали про выплаты и начали повышать голос, орать. Можно же было по-человечески поступить. Просто объяснить. Довели маму до слез. После того инцидента, мы позвонили по номеру 109 и там нас снова отправили в акимат Тобыла. Мы объяснили, что уже были там, на что нам ответили, что тогда нам ничем помочь не могут.
Если говорить о выплатах, то многие тобыльцы попали в аналогичную ситуацию. Их дома также затопило грунтовыми водами. Многие из них жалуются на грубость со стороны местных властей. Людей понять можно: в одночасье многие остались без домов и средств к существованию. У кого-то затопило даже место работы. И вместо проявления элементарного сочувствия, местные исполнительные органы морально давят на казахстанцев.
До этого мы узнали, что жители Тобыла потеряли жилье из-за паводков, но могут получить только 184 тысячи тенге, а депутаты предлагают отбирать у казахстанцев 40% доходов, чтобы им жилось лучше.