Гани Бейсембаев назвал главные проблемы образования в Казахстане и сказал, когда это исправит

В Казахстане за годы независимости на посту министра просвещения сменилось 13 человек. Каждый из них пытался по-своему улучшить качество образования, внедряя новые реформы. Однако многие «школьные» вопросы остаются не закрытыми уже десятилетия — это слабые директора, педагоги, заваленные работой, переполненность школ и ужасное питание в столовых. В интервью корреспонденту Press.kz министр просвещения РК Гани Бейсембаев рассказал, как он собирается решать системные проблемы. 

Гани Бейсембаев назвал главные проблемы образования в Казахстане и сказал, когда это исправит
Фото:

Глава ведомства напомнил, что сегодня министерство курирует более 22 тысяч организаций – детские сады, школы, колледжи, организации дополнительного образования, центры повышения квалификации и так далее. Для повышения качества знаний учащихся, Минпросвет планирует усилить работу сразу в пяти направлениях:

  • Качественный менеджмент;
  • Качественный педагогический состав;
  • Содержание образования;
  • Внешняя оценка;
  • Инфраструктура или материально-техническая база.

На сегодня мы больше ставим акценты на инфраструктурное развитие. Это строить новые школы, новое оборудование, новые компьютеры, кабинеты, Интернет и так далее. Это правильно. Но если инфраструктура развития будет без предыдущих четырех пунктов, то добиться желаемого качества, конечно, будет очень сложно. Поэтому сейчас Министерство просвещения для достижения высоких результатов берет свой курс в пяти основных направлениях, – заявил министр.

Новое поколение директоров

В этом году министерство запустило пилотный проект по формированию резерва сильных управленцев. Ожидается, что обучение пройдут около тысячи человек, которые далее будут трудоустроены в новые школы, построенные в рамках Нацпроекта «Комфортная школа». На сегодня отбор прошли 200 претендентов.

За один год обучить, изменить руководителей всех 22 тысяч организаций — это, конечно, большой-большой вопрос. Нам необходимо формировать кадровый резерв двумя методами. Первый — среди педагогов подбирать самых способных учителей, которые могут быть руководителями организации образования, обучать их и подготовить. Второй — среди действующих руководителей мы должны провести необходимое обучение, подготовку, – пояснил Гани Бейсембаев.

Будущие директора из кадрового резерва также смогут пройти международную стажировку по программе «Болашак».

На сегодня в более 500 школах Казахстана не хватает директоров. Кроме того, сохраняется проблема низкой заработной платы руководителей учебных заведений.

Заработная плата руководителя организации образования намного ниже, чем зарплата того же педагога. Поэтому здесь тоже необходимы изменения. Мы сейчас данный вопрос разрешаем через имеющийся механизм. При назначении на должность претендента кадрового резерва присваивается категория директор-лидер. Соответственно, зарплата данного человека будет в два раза больше, чем сегодня получают директора. Тем самым мы повышаем качество руководящего состава организации образования, решаем социальный пакет определенного уровня, получаем процесс назначения и исключаем максимально коррупционные риски, – рассказал министр.

Как мотивировать педагогов

За последние несколько лет в Казахстане в разы подняли зарплату учителей, приняли закон о «Статусе педагога» и уменьшили бумажную волокиту. Однако разница качества образования в частных и государственных школах сохраняется. По мнению Гани Бейсембаева, проблема в слабом менеджменте.

Если мы хотим системные ошибки решить, то, конечно, здесь должен быть грамотный менеджмент. Именно сильные менеджеры будут правильно создавать рабочую атмосферу в коллективе. Есть сильные педагоги, но если менеджмент слабый, то педагогу не будет комфортно работать. Первый руководитель должен заметить самые слабые и самые сильные места, и тем самым он должен правильно строить менеджмент. Такая сила и те творческие подходы сделают педагогов ярче, – сказал он.

По мнению Бейсембаева, поставщиками сильных кадров являются отечественные вузы. Однако в них уже давно не обновлялся подход к подготовке будущих специалистов. Поэтому министерство вышло к ним с предложением о совместном изменении системы обучения.

Когда учителя приходят в школу, мы уже в процессе работы исправляем ошибки высших учебных заведений. Мы понимаем эту проблему. Поэтому мы вышли с предложением в вузы, чтобы они совместно с нами изменили систему. Это отнимает время, но работа в этом направлении уже начата, – пояснил министр.

Также для качества педагогического состава, министерство проводит изменения в системе «Национального центра повышения квалификации «Өрлеу». Так, вместо пяти лет, педагоги должны проходить повышение квалификации не реже одного раза в три года.

Я считаю, что в быстроменяющемся мире повышение квалификации должно проводится ежегодно. Каждый педагог должен системно, периодически повышать свои компетенцию, навыки через прочтение тех или иных материалов, посещать онлайн или офлайн-курсы. Может, в будущем не каждые три года, а в онлайн-режиме надо будет ежегодно повышать квалификацию. То есть дать возможность человеку самообучаться и развиваться,- отметил Гани Бейсембаев.

НКТ. Проверить знания педагогов, не подвергая их стрессу

Национальное квалификационное тестирование – процедура, направленная на определение уровня профессиональной компетентности педагогов. Тестирование состоит из 100 заданий про содержание учебного предмета и методику обучения. К сожалению, многие учителя проваливают НКТ.

Аттестация педагогов в прошлом году вызвала определенные претензии. Было много нареканий касательно сбора бумаг, портфолио, сдачи тестирования по методике, по психологии, по педагогике, по своему предмету, что комиссия долго заседала. Было много нервозных и стрессовых ситуаций, об этом тоже часто педагоги говорили. Мы, конечно, все эти нарекания, предложения собрали из педагогического сообщества, проанализировали и уже в новой системе аттестации все эти замечания с прошлого года учтены, – сказал министр.

Многие педагоги были недовольны сбором портфолио, в которое входит 11 документов в электронном и бумажном варианте. Эта работа занимала у них несколько месяцев. Проблема будет решена за счет автоматизации процесса. То есть у каждого учителя будет личный кабинет, куда будут внесены его личные документы и необходимые материалы.

Министр отметил, что теперь все нововведения публикуются на портале «Открытые НПА» для широкого обсуждения. Если документ вызывает определенные вопросы, то сотрудники ведомства открыты к обсуждения и внесению изменений.

Если мы хотим объективности, то должно быть большое количество участников в обсуждении. Это формирует определенную культуру умения участвовать в обсуждениях. Сначала люди, найдя какие-то ошибки, сразу возмущаются. Это нормально. Может быть, этот документ тебе сразу не понравится. Может быть, из-за того, что действительно там есть ошибки или неправильно сформировано предложение. Здесь не стоит возмущаться, просто нужно указать, предложить свою формулировку. Тогда мы придем к правильному грамотному решению, при исполнении которого все будут в выигрыше, – отметил министр.

Плохой менеджмент, слабую систему управления школой, низкую квалификацию учителей и устаревшую материально-техническую базу министерство планирует выявлять и устранять посредством Национальной системы оценки качества МОДО. Это позволит ведомству оценивать, насколько те или иные реформы эффективны на деле.

Еще одно направление для повышение качества образования – обновление его содержания. В министерстве вновь напомнили, что это естественный процесс и практикуется во всем мире. То есть каждое поколение детей должно идти в ногу со временем с учетом всех современных требований и трендов.

Для достижения качественного содержания образования министерство планирует усилить пул экспертов, а также обучить новых авторов учебников. На сегодня средний возраст последних составляет 60-65 лет. По мнению Гани Бейсембаева, эти два специалиста должны как прокуроры следить за качеством всей системы образования.

Сейчас мы собрали всех авторов учебников и обучаем, чтобы был единый подход, единое понимание в написании учебника. Потому что один так напишет, второй по-другому напишет, третий по другой технологии. В итоге получается нестыковка в подходах, направлениях. Все влияет на качество учебника, – заявил министр.

Он также отметил, что университетам необходимо ввести во всех бакалаврских программах педагогических вузов обязательный модуль или курсы для будущих авторов учебника. Однако министерство не намерено ждать четыре года, пока они будут готовы. Уже сегодня ведомство готовит авторов из числа учителей, желающих писать учебники для школ.

Дети не готовы ко взрослой жизни

Многие эксперты в области образования отмечают, что большинство учащихся старших классов не знают, как и какую профессию выбрать. На сегодня в казахстанских школах не налажена профориентация, то есть после 11 класса дети не готовы ко взрослой жизни. С этим согласны и в Министерстве просвещения.

Она (профориентация -прим. ред.) должна начинаться не в колледже и в вузе, когда ребенок уже сформирован. Мы это должны начинать с семьи, потом дошкола, школа и далее. Каждое звено на каждом этапе должно понимать, что мы формируем человека, который завтра станет личностью. Не просто личностью, а успешной личностью. Для этого вся система просвещения должен быть настроена в этом направлении. Мы должны уже вшивать в программу профориентационные методы. Наши ученики должны понимать, что знания завтра могут превратиться в навык или компетенции, которые будут необходимы его будущей профессии, – сказал Гани Бейсембаев.

Трехсменные и аварийные школы

Немаловажную роль в качестве образовании играет инфраструктура. К сожалению, во многих крупных городах нашей страны сохраняется дефицит ученических мест, школы переполнены, дети учатся в три смены. Для решения этих проблем была разработана национальная программа «Комфортная школа». Ожидается, что до 2026 года будут построены 369 современных школ. 200 из них должны быть сданы в эксплуатацию уже в 2024 году. За их качеством будут следить на уровне правительства.

Перед нами отчитываются местные исполнительные органы, как они строят, потому что финансовые средства мы уже достаточно выделили в этом году. Все-таки здесь не только государство или Министерство просвещения должно в едином лице нести ответственность. Я считаю, здесь и бизнес должен чувствовать свою социальную ответственность, потому что они строят социальные объекты. Каждый бизнес, который строит школу, должен чувствовать ответственность перед молодым поколением, чтобы завтра им было не стыдно, – заявил министр.

Еще одна проблема – обветшание зданий школ. Пять из восьми тысяч школ находятся в сельской местности. В большинстве из них более 50 лет не проводился капитальный ремонт.

Нам сейчас очень важно до 26-27 годов принять определенные меры, чтобы подтянуть их на уровень комфортной школы, чтобы у нас не существовал разрыв между сельскими школами и городскими школами. Должны быть одинаковые условия, где бы ребенок не учился, где бы он не находился. Везде школы должны быть в комфортных условиях, — сказал Гани Бейсембаев.

Дети питаются хуже заключенных

В этом году ведомство совместно с Минздравом усилили требования обеспечения качественного питания. Документ уже вступил в силу. Школы с ним уже ознакомились. Остается, чтобы предприниматели следовали этим требованиям.

Сейчас по новому требованию ежедневно бракеражные комиссии могут проверять качество питания. Кроме этого, мы ввели еще один проверяющий орган — при каждом управлении образования будет создана комиссия для мониторинга качественного обеспечения питанием. К сожалению, несмотря на все максимально принятые нами меры, некоторые недобросовестные предприниматели позволяют себе нарушать эти требования, тем самым подвергая опасности жизнь, здоровье наших детей, – сказал глава ведомства.

Гани Бейсембаев отметил, что министерство и далее будет усиливать требования к предпринимателям. Однако это не значит, что они ограничивают их права.

Я говорю, выставляйте фотографии, портреты недобросовестного предпринимателя на баннерах на всю область, чтобы люди видели, благодаря кому наши дети могут подвергнуться к опасности. Понимаете, это же опасность, это преступление в отношении детей. Как можно, получая средства, заниматься такими делами? Мы, все общество, должны понимать, обеспечение безопасности детей, создание комфортных условий — это не только задача педагога, школы или министерства. Мы с себя не снимали ответственности, но сейчас требуется участие родителей и гражданского сообщества. Мы должны суметь создать более благополучные, благоприятные, комфортные и безопасные условия для наших детей, где бы они ни находились — в школе, саду, дома или на улице, — сказал министр.

Читайте также: Учительница в Таразе унижала детей и требовала от них подарки.

К сожалению, школа не совсем безопасное место для детей. Зачастую в СМИ всплывают новости о том, что некий педагог или директор ударил или унизил ученика. Гани Бейсембаев отказывается называть их педагогами.

Я не принимаю их как педагогов, это случайные люди в сфере просвещения. Мы не имеем права допускать их к системе просвещения где бы это ни было: дошкола, детский сад, школа, ТиПО. Там не должны работать люди, не имеющие психолого-педагогическую подготовку, потому что мы имеем дело с детьми, с их психикой. Очень важно отслеживать их здоровье и безопасность. Поэтому, конечно, редко, но встречаются случайные люди в системе, которые и создают такие проблемы, — отметил он.

В заключение министр отметил, что эффективность всех изменений в сфере среднего образования будет ощутима лишь через три года. Для решения всех системных проблем ведомство разрабатывает национальный доклад развития системы образования. В будущем уже новые министры просвещения будут придерживаться именно этого документа, а не внедрять очередные реформы.