Готов ли Казахстан к развитию Транскаспийского маршрута без участия России

Казахстан в обход России намерен развивать Транскаспийский международный транспортный маршрут (ТМТМ), который пролегает через Китай, акваторию Каспийского моря, Азербайджан, Грузию и далее — в Турцию. Наложенные на Россию санкции дали новое дыхание Среднему коридору. Спросов на него много, однако, справится ли Казахстан с большим объемом транспортных потоков из Европы? По мнению представителей российских логистических компаний, система ТМТМ не справится без северного соседа. А вот представители китайских компаний готовы к сотрудничеству, но пока предпочитают перевозить грузы через налаженные морские пути. Подробнее об этом в материале Press.kz

Готов ли Казахстан к развитию Транскаспийского маршрута без участия России
Фото:

В Астане 4 октября стартовала 26 Казахстанская Международная выставка «Транспорт и логистика». Мы решили спросить у представителей иностранных и местных компаний, что они думают о развитии Транскаспийского транспортного маршрута.

Раньше львиная доля грузопотока по направлению Китай — Европа пролегала через Россию, но после начала войны в Украине европейские компании начали проявлять интерес к Транскаспийскому маршруту. Об этом также заявил директор Азербайджанской логистической компании Азер Мамедов.

Транскаспийский международный транспортный маршрут сейчас очень востребован в связи с текущей ситуацией с Россией и наложенными на нее санкциями. Особенно этим каналом заинтересованы европейские компании, которые работают со средней Азией. Можно сказать, что запросы по этому маршруту даже зашкаливают, так как это альтернативной маршрут Европа — Средняя Азия. Альтернатива России, — заявил Азер Мамедов.

Он отметил, что Азербайджан активно налаживает контакт со Средней Азией для увеличения транзитного потока. Что касается инфраструктуры, то Мамедов считает, что порты Курык и Актау отвечают потребностям.

А вот представитель российской компании “Порт Логистик” Василий Дмитриев открыто заявил, что на деле Транскаспийский маршрут не будет работать без участия в нем России. Основная причина — инфраструктура сильно устарела и не рассчитана на большое количество грузопотоков. Поэтому Казахстан не может полностью исключить перевалку грузов через Россию.

Это нерабочая схема. Каспий, по сути, озеро. У него выход на Иран, который не дружит с США, выход Грузия и Азербайджан — страны а-ля нейтральные. Инфраструктура в Грузии и Азербайджане сделана еще в советское время. Там невозможно пропустить больше 20-30 тысяч тонн грузов. К примеру, «Шубарколь комир» ежедневно отправляет как минимум четыре состава, это, практически, 1000 тонн. Это только «Шубарколь комир», я не считаю металл и другие грузы.  Рассказы о том, как все замечательно будут отправлять грузы через ТМТМ — не работают. Это не будет работать без России. Также система не будет работать без Китая. Можно безумно любить Instagram, Facebook и представлять себя в какой-то электронной реальности, но в реальности Казахстан находится между Россией и Китаем. Поэтому он должен дружить либо с Россией, либо с Китаем или с обеими, чтобы заработала эта система. Работая с Азербайджаном и Грузией, которые намного меньше Казахстана, система не будет работать, — заявил Дмитриев.

По его мнению, через ТМТМ Казахстан может пропускать санкционные или военные товары, а вот невоенные провозятся в Европу только через Россию и Китай. Он считает, что для того, чтобы маршрут заработал так, как о нем заявляют власти Казахстана, нужно начать развивать инфраструктуру, как это было в советское время или при Назарбаеве.

Читайте также: «Казатомпром» экспортирует уран через Россию несмотря на санкции

Опрос китайских транспортно-логистических компаний показал, что у Поднебесной есть множество альтернатив для доставки грузов по всему миру. Да, они готовы к сотрудничеству, однако ТМТМ пока уступает другим маршрутам по сроку доставки грузов и дороговизне.

Несмотря на наличие не совсем положительных отзывов, можно точно сказать, что у Транскаспийского маршрута динамика контейнерных перевозок растет с каждым годом. Сегодня сроки доставок из Китая до границ Евросоюза составляют 19-23 дня. Это в два раза быстрее, чем было в 2022 году. С января по сентябрь 2023 года по Среднему коридору перевезли 945 тысяч тонн грузов, что на две тысячи больше, чем за аналогичный период 2022 года. Экспорт из Казахстана составил 540 тысяч тонн. Импорт – 268 тысяч тонн.

Генеральный секретарь «Международной ассоциации «Транскаспийского международного транспортного маршрута»  Гайдар Абдикеримов заявил, что в 2022 году коридор столкнулся с большим потоком грузоперевозок и не справился с этим объемом. Этот неудачный опыт указал на имеющиеся проблемы: низкий уровень цифровизации, недостаточная адаптированность транспортной инфраструктуры к изменяющейся структуре грузопотока.

На сегодня коридор загружен лишь на 30%. Причина: большинство грузоотправителей, которые столкнулись в 2022 году с заторами на маршруте, больше не хотят этих проблем.

Это те фантомные боли, когда в 2022 году одномоментно хлынул весь объем перевозок на наш коридор, который ранее шел другими маршрутами. Мы отработали и выровняли эту ситуацию, высвободив 70% пропускной мощности нашего коридора. Пропускная мощность нашего коридора составляет порядка 60 миллионов тонн или 80 тысяч контейнеров. Это для комфортного продвижения грузопотока по нашему коридору, — заявил Абдикеримов.

К слову, несмотря на имеющиеся проблемы, частные лица и бизнесмены верят в перспективность коридора, а потому с большим желанием инвестируют в проект.

Исторически так сложилось, что некоторое время этому маршруту не уделялось должного внимания. Перевозки там были, но не в достаточном объеме. Сейчас с учетом текущей ситуации, изменения контейнеропотока, все больше внимания обращается на Транскаспийский маршрут. Мы развиваем активы на данном направлении — это и терминал на станции Достык, терминал в Поти (Грузия). Это перспективное направление. Перспективное — это ключевое слово. Еще многое предстоит сделать с точки зрения развития инфраструктуры, гармонизации законодательства всех стран-участниц маршрута и многое другое. Тренд очень важный и, конечно, в будущем можно и нужно полагаться на Средний маршрут с точки зрения базовой альтернативы для контрагентов как европейских, так и китайских, — заявил операционный директор ТОО РТС Cargo Никита Жуков.

Сегодня власти Казахстана уделяют приоритетное внимание развитию потенциала Транскаспийского международного транспортного маршрута. Глава государства, представители заинтересованных министерств, используя различные площадки, призывают крупных международных игроков к торговому сотрудничеству. Однако активные меры для диверсификации маршрутов не совсем нравятся России. Так, российские СМИ пишут, что Казахстан решил строить свое экономическое благополучие «в темную», чтобы экспортировать свои нефтепродукты в Европу через ТМТМ (а не КТК) и нефтепровод «Баку-Тбилиси-Джейхан».

В ответ Москва, конечно, может использовать свои конкурентные преимущества. В частности, очень перспективным выглядит развитие международного транспортного коридора «Север-Юг», который свяжет Россию, Азербайджан, Иран и Индию. Кроме того, развивая отношения с Китаем, Россия может полностью отказаться от параллельного импорта с территории Казахстана, который, к слову, существенно вырос за последние полтора года, — пишет bloknot.ru.

Читайте также: В России заверили, что не вмешиваются в отношения Казахстана с другими странами

Однако представители казахстанских, азербайджанских логистических компаний заявили, что ТМТМ не является конкурентом коридору «Север-Юг». Это альтернативный путь. А от развития ТМТМ Россия только выиграет. В ближайшие пять лет ТМТМ требует вложения шести миллиардов евро. Эти деньги будут направлены на развитие инфраструктуры и оцифровку всех процессов оформления документов, в том числе прохождение пограничного и таможенного контролей.

Не использовать КТК полностью, отказаться мы не можем. Этот маршрут остается на сегодня единственным способным обеспечить экспорт нашей нефти. Однако, в любом случае, нам надо диверсифицировать, иметь какие-то альтернативы. В рамках этого мы сегодня развиваем ТМТМ. Там есть возможности для перевозки нефтепродуктов, они используются и вполне могут обеспечить наши потребности в экспорте, — заявил заместитель Комитета транспорта Касым Тлепов.

Он также отметил, что Казахстан развивает не только Транскаспийский маршрут, но и «Север-Юг». Так, сейчас там задействуются порты перронного сообщения, железнодорожная и автомобильная перевозка.

В заключение Гайдар Абдикеримов заявил, что Казахстан не пытается отказаться от российских маршрутов. ТМТМ и «Север-Юг» — это абсолютно разные маршруты, которые нельзя сравнивать.

Коридору ТМТМ сегодня 10 лет. Из 10 — шесть лет он исправно работает. Он растет. Конечно, идет параллельное развитие, может кому-то это не нравится. Но это факт, коридор работает. Он живой организм, мы все время в динамике. Статистика показывает, что рост колоссальный. Последние полгода основной спрос из Европы, это импорт из Европы в Казахстан и Центральную Азию. Конечно, мы не можем собой заменить Россию. Эти пути сильно отличаются друг от друга. Поэтому ТМТМ — это альтернативный путь, — заявил он.

Ранее Касым-Жомарт Токаев заявил о планах увеличить грузопоток через Транскаспийский международный транспортный маршрут (ТМТМ) и довести его до 500 тысяч контейнеров в год к 2030 году. Для увеличения пропускной способности Среднего коридора была подписана «Дорожная карта». Документ был утвержден на правительственном уровне Казахстана, Азербайджана, Турции и Грузии. Эти страны синхронно решают имеющиеся на сегодня проблемы по логистике, тарифам и инфраструктуре.

Сегодня для развития ТМТМ ведется работа над созданием совместного предприятия между КТЖ, азербайджанскими и грузинскими железными дорогами. В порту Актау планируется строительство большого контейнерного хаба, организовать сток контейнеров. На базе порта Курык развивается многофункциональный терминал.

Транскаспийский международный транспортный маршрут — это не только сотрудничество Казахстана, Азербайджана и Грузии. Сегодня этот проект объединяет 25 инфраструктурных и логистических компаний, 11 стран. На пути коридора действуют семь железных дорог, 10 морских портов и терминалов, две судоходные компании.