Как в Лондоне не получится: почему в Астане нельзя ограничивать въезд для машин на бензине и дизеле

На днях стало известно, что власти Астаны предложили ограничить въезд в столицу автомобилей на бензине и дизеле с высоким выбросом загрязняющих веществ. Так представители акимата, по примеру Лондона, хотят улучшить экологию в городе. Редакция Press.kz узнала мнение экспертов, чтобы понять, реалистично ли в Казахстане воплощение столь амбициозной идеи.

Как в Лондоне не получится: почему в Астане нельзя ограничивать въезд для машин на бензине и дизеле
Фото:

Улучшать экологию как в столице Великобритании предложил исполняющий обязанности руководителя Управления охраны окружающей среды и природопользования Астаны Ерлан Бердалин.

Предлагается ввести пилотный проект по созданию зоны низкой эмиссии на территории города аналогично практике, используемой в Лондоне. Основная идея — ограничить въезд в город для авто на бензине, дизеле с высоким выбросом загрязняющих веществ, — заявил он.

Читайте также: Девять проблем, с которыми сталкиваются автовладельцы Казахстана.

Эксперты же считают, что в Астане существует достаточно проблем, которые нужно решить, прежде чем мы могли бы идти по примеру британцев. Директор агентства мониторинга и анализа автомобильного рынка Артур Мискарян отметил, что такие идеи могут воплотиться в крупных западноевропейских столицах, где уже отлажена система технического осмотра и маркировки автомобилей по параметрам экологичности выхлопа.

Сам техосмотр, кстати, в таких городах при этом работает жесточайшим образом: в случае обнаружения неисправности, регистрация автомобиля приостанавливается до ее устранения. Ну и совсем другое дело, когда по городу работает масса сервисов и отдельных «специалистов» по удалению и выкупу каталитических нейтрализаторов (катализаторов, то есть), которыми автомобили оборудуются с завода как раз для снижения токсичности выхлопа. А техосмотр при этом работает как работает, — высказал мнение Мискарян.

Он также отметил, что экологам не стоит дистанцироваться от современных бензиновых и дизельных двигателей, так как они по своей экологичности чаще всего не уступают электромобилям на протяжении всего жизненного цикла «производство-эксплуатация-утилизация».

Читайте также: Какой самый лучший и безопасный автомобиль для семьи в Казахстане: советы и сравнение моделей.

По мнению Мискаряна, в Астане нужно наладить производство бензина и дизеля класса К5, а также привести в порядок системы техосмотра, чем идти на такие меры, как запрет въезда машин на бензине и дизеле.

Как житель Астаны и активный пользователь личных авто и такси, считаю, что столица, с её природной системой «активной вентиляции» не должна быть «первопроходцем» в этом направлении, — подытожил специалист.

Редактор AutoReport Ербол Казистаев также обращает внимание на проблемы, которые едва ли позволят реализовать идею представителей акимата столицы.

Для того, чтобы такое предлагать, у людей должна быть альтернатива (электромобили, гибридные машины), но в Казахстане и так рынок сравнительно небольшой по сравнению с тем же Лондоном. Также у нас большинство машин старше 10 лет. Об этом тоже надо думать, — уверен Ербол Казистаев.

Читайте также: Досаев запретил закуп дизельных автобусов в Алматы.

Эксперт считает, что в Астане недостаточно хорошая инфраструктура для гибридных машин или электромобилей. По его словам, предложение ограничить въезд в столицу автомобилям на бензине и дизеле является как минимум странным.

Как отметил Казистаев, для реализации такой идеи столице нужно больше заправочных станций, больше общественного транспорта, больше пешеходных зон, велодорожек. Также должен расшириться модельный ряд дилеров электромобилей, чтобы у людей был более богатый выбор.

Но это произойдет не скоро. У нас некоторые люди до сих пор думают, что зимой электромобиль не заведется, поэтому тут нужно не только инфраструктуру менять, но и стереотипы ломать. Поэтому нам нужно еще много лет, чтобы мы могли всерьез рассматривать такую инициативу, — считает эксперт.

Напомним, что власти Астаны не обнародовали подробности о том, каким именно автомобилям хотят запретить въезд в столицу Казахстана. Также добавим, что в приведенном в пример Лондоне в 2018 году автомобилям, использующим бензин и дизель, запретили въезд в центр города (красная часть на карте).

Лондон

Ранее министр здравоохранения Ажар Гиният прокомментировала предложение о запрете водить авто и хранить оружие незастрахованным в системе ОСМС казахстанцам. Она заявила, что это мировая практика.