Журналиста Данияра Адилбекова задержали по заявлению вице-министра энергетики РК Ерлана Аккенженова. В доме журналиста произвели обыски, а после — провели суд и арестовали на два месяца. Журналисту вменяли статью 419 УК РК «Заведомо ложный донос», однако после общественного резонанса дело переквалифировали на статью 274 УК РК «Распространение заведомо ложной информации», передает Press.kz.
На сегодняшний день адвокат Данияра Адилбекова подал ходатайство, чтобы отменить санкцию на арест. Орган пока еще рассматривает данное ходатайство. Срок рассмотрения — трое суток.
274 статья УК РК, как отметил адвокат Адилжан Маутканов, звучит следующим образом — распространение заведомо ложной информации, создающей опасность нарушения общественного порядка, или причинения существенного вреда правам и законным интересам граждан.
Господа журналисты, я думаю, те посты, которые вы прочитаете (которые размещены на Telegram-канале «Дикая Орда» и стали предметом следствия — прим.ред.), вы увидите, что обществу, государству серьезных последствий для тех граждан и неграждан государства, в отношение которых были эти посты, там нет ничего опасного. Мы бы даже согласились, чтобы была административная ответственность, если пострадала репутация или чей-то имидж. Различие административной и уголовной ответственности как раз таки заключается в том, насколько деяние опасно для общества, — разъяснил адвокат.
На сегодняшний день у адвоката Данияра Адилбекова много вопросов к правоохранительным органам и к тому, как расследуется дело.
Маутканов привел в пример дело, заведенное в отношение журналиста Марата Асипова. На него написала заявление журналист Гульнар Ергалиева о том, что он порочит ее честь и достоинство. Дело связано с тем же интервью, о котором писал Данияр Адилбеков — интервью с адвокатами экс-министра нацэкономики Куандыка Бишимбаева.
Там органы проводят экспертизу, и только потом будет решаться вопрос — это уголовная, административная либо вообще гражданская сфера. В нашем случае, сначала зарегистрировали дело, потом провели экспертизы и сейчас мечутся между статьями, какая подходит, какая не подходит. Орган, начиная что-то, сам не понимает, чего хочет добиться, — недоумевает адвокат.
Также Адилжан Маутканов рассказал, как происходило задержание Данияра Адилбекова. Журналиста задержали на улице, сразу обыскали машину, которую, по непонятным причинам, поместили на шрафстоянку. По словам адвоката, она приобретена в 2019 году, не относится к делу и является единственным автомобилем семьи, однако ходатайство о его возвращении не рассмотрено.
Возвращаясь к задержанию, то террориста или даже чиновника задерживать зачастую приезжает спецотряд в масках и с оружием. Адвокат недоумевает, почему задерживать журналиста также приехал специальный отряд, состоящий из сотрудников полиции и Комитета национальной безопасности.
Я смог оказаться на месте под конец обысков офиса Данияра. И то потому, что консьерж позвонил родственникам, сказав, что что-то происходит в квартире Данияра, приедьте, разберитесь. Я только тогда узнал об этом. Все знают прекрасно, что ему обязаны были предоставить право позвонить адвокату. Но ни ему, ни его супруге не дали такое право. У них изъяли телефоны, они до сих пор находятся у полиции. Конституционные права двоих лиц — Данияра и его супруги были нарушены, — заявил Маутканов.
Напомним, ранее стало известно, что после ареста Данияра Адилбекова, у него пытаются узнать информацию о других известных журналистах.