Конституция Казахстана разрешает школьникам носить хиджабы, но есть нюанс

На текущей неделе министр просвещения Гани Бейсембаев высказался о ношении хиджаба в школах Казахстана. Сославшись на Конституцию РК и другие нормативно-правовые акты, он заявил, что все ученики, согласно требованиям, должны приходить в школьной форме. Эта тема уже давно вызывает волну негатива среди религиозных родителей, которые готовы митинговать и даже не отправлять своих детей в учебные заведения страны. Press.kz выяснил, что по этому поводу думают юристы и представители управления образования.

Конституция Казахстана разрешает школьникам носить хиджабы, но есть нюанс
Фото:

Вопрос о ношении хиджаба в в школах поднимается почти каждый год. В 2021 году представители МИОР рекомендовали придерживаться стандарта, который существует для всех школ Казахстана. Такой же ответ последовал и в прошлом году уже от представителей МОН, которые сославшись на существующие требования и приказ, отметили, что в школах запрещено покрываться. Тем временем протестное настроение некоторых казахстанских родителей лишь возросло.

22 августа глава Министерства просвещения Гани Бейсембаев, отвечая на вопросы журналистов о возможности носить школьницами хиджаб, отметил, что «согласно требованиям, должны в школу приходить в школьной форме».

Никаких изменений в этом плане нет – все в рамках закона и утвержденных требований. Мы все должны следовать букве закона: есть Конституция, где четко прописано, что у нас светское государство, поэтому дети должны носить школьную форму, — сказал министр.

Юрист и активист города Алматы Мурат Касенов отмечает, что согласно главному документу страны — Конституции РК, а также установленным нормативным требованиям и общеобязательным стандартам образования, дети должны в школу приходить в школьной форме.

Согласно первой статье Конституции, «Казахстан утверждает себя демократическим, светским, правовым и социальным государством, высшими ценностями которого являются человек, его жизнь, права и свободы», при этом согласно статье 12 Конституции, «никто не может подвергаться какой-либо дискриминации по мотивам происхождения, социального, должностного и имущественного положения, пола, расы, национальности, языка, отношения к религии, убеждений, места жительства или по любым иным обстоятельствам». В силу этого, и в силу установленных нормативных требований и общеобязательных стандартов образования, учащиеся должны приходить в школу в школьной форме. Более того, согласно статье 30, главная задача посещения школы – это обязательное получение бесплатного среднего образования, гарантированного Конституцией, — отметил юрист.

Но мнения тех, кто работает в правовом поле, разделилось. Например, общественный деятель, кандидат в депутаты Мажилиса Парламента РК VIII созыва, урбанист Олжас Билялов считает, что никакой устав и подзаконный акт и даже приказ министра не может запретить права, гарантированные Конституцией РК. Иными словами, как раз согласно главному закону страны, никто не может запретить носить школьницам хиджаб.

Общественник напомнил, что в Казахстане есть закон о правовых актах, где соблюдена четкая иерархия законов. Если вышестоящий документ гарантирует какие-то права, то нижестоящий документ не может их ограничивать.

Согласно Конституции, Казахстан — демократическое, светское и правовое государство. Принцип светскости – это когда государство не вмешивается в дела религии, то есть никакую религию не проповедует, не продвигает и не запрещает религиям сосуществовать, а с другой стороны, религия не вмешивается в дела государства. Но почему-то принцип светскости некоторые трактуют неправильно, подразумевая, что мы должны одеваться так, а не иначе. Согласно принципу светскости в отношении ношения хиджаба или платка в школы — никакая школа в Казахстане не может обязать всех девочек носить хиджаб (платок), но с другой стороны, она не имеет права обязать их снять платки! Это и есть принцип светскости, когда религия отделена от государства. Есть светский строй и атеистический, многие чиновники и простой народ путают эти два понятия, — объясняет Олжас Билялов.

Он добавил, что также по принципу светскости, права религиозных людей не должны быть ущемлены, но также религиозные люди не имеют права требовать, чтобы в образовательных учреждениях преподавали, например, Коран.

Правовой принцип, по словам общественника, подразумевает, что Конституция РК — это верхнеуровневый документ, в котором говорится, что международные ратифицированные договора выше законов РК.

Так вот есть специальная конвенция по борьбе с дискриминацией в области образования, где черным по белому написано, что наша страна взяла обязательства не допускать дискриминацию школьниц из-за их религии. Это и называется правовое государство. Если кто-то лишает школьниц прав на получение бесплатного образования, дискриминирует их, то это уже не правовое государство, и именно по этой причине министр просвещения не дает журналистам конкретного ответа по вопросам ношения хиджаба в школьные учреждения, — объясняет Олжас Билялов, отмечая, что религиозные люди, наоборот, отстаивают свои конституционные права.

Пользователи Казнета также опасаются, что религиозные родители перестанут отправлять своих девочек в школы. Олжас Билялов объяснил, почему возникают такие опасения.

В религии есть обязанность: девочки по достижению половой зрелости должны носить платок (хиджаб). Таким образом, каждая такая девочка оказывается перед выбором: есть обязанность идти в школу, и есть обязанность носить хиджаб, — отмечает Олжас Билялов.

Он подчеркнул, что такие случаи, когда в казахстанские школы не пускали детей в хиджабе, уже были и неоднократно.

Например, отец одной школьницы два месяца подряд к восьми утра приводил ребенка в школу, и ей не разрешали посещать занятия. Это говорит о том, что он, как родитель, свои конституционные обязанности выполняет, а школа — не выполняет, — подчеркивает общественник.

Олжас Билялов считает, что многие заблуждаются, говоря о том, что все религиозные родители навязывают религию, хотя такие случаи встречаются, конечно.

У нас ведь правовое государство, и в упомянутой выше конвенции сказано «родители или законные опекуны должны иметь возможность обеспечивать религиозное и моральное воспитание детей в соответствии с их собственными убеждениями». В Кодексе РК  «О браке (супружестве) и семье» также отмечается, что «родители имеют преимущественное право на воспитание своих детей перед всеми другими лицами», — отмечает эксперт.

Однако позиция Министерства просвещения однозначна — все решения исходят из интересов детей и только в рамках действующего казахстанского законодательства.

Система образования и воспитания нашей страны отделена от религии и религиозных объединений, и носит светский характер. Требования к обязательной школьной форме были приняты в 2016 году и соответствуют светскому характеру обучения — это классический стиль одежды в единой цветовой гамме. Все требования, связанные со школьной формой, остаются прежними, никаких изменений нет, — ответили в Министерстве просвещения на вопрос журналиста Press.kz.

На вопрос о том, а что делать, если школьницы перестанут посещать учебные заведения из-за запрета на ношения хиджаба, в пресс-службе ведомства не ответили, сославшись на занятость, и пояснили, что ответят на все вопросы, прописанные в официальном обращении в письменном виде.