LRT в Астане будет убыточным, как метро в Алматы — эксперты

Недавно в Астане возобновили строительство LRT, которое разделили на несколько этапов. Первый пусковой комплекс планируют ввести в эксплуатацию уже в 2025 году. К тому моменту проекту исполнится 20 лет. При условии ежемесячного финансирования весь проект завершат к 2026 году. Пока еще недостроенная система вызывает у астанчан неоднозначные эмоции. Некоторые считают проект необходимым для разгрузки улиц и надеются на его скорое завершение, другие, наоборот, выступают за то, чтобы снести возведенные столбы-рогатки, которые занимают две полосы проезжей части. Press.kz выяснил, сколько стоит проект, когда его планируют завершить, и что по этому поводу думают урбанисты и эксперты в сфере строительства.

LRT в Астане будет убыточным, как метро в Алматы — эксперты
Фото:

Сколько стоит?

31 января президент Касым-Жомарт Токаев на совещании по развитию столицы отметил, что проект LRT должен быть реализован и поручил ускорить завершение проекта.

Согласно анализу и расчетам, запуск проекта LRT позволит астанчанам сэкономить время в пути, а также улучшит показатели по транспортным возможностям столицы, экологической обстановке в городе, уровню доступности пассажирского транспорта, доле общественного транспорта, средней скорости движения автотранспорта, сокращению уровня автомобилизации.

По информации столичного акимата, общая стоимость проекта LRT составляет почти два миллиарда долларов (1,888 миллиона долларов).

В целях ускорения запуска проект разделен на два пусковых комплекса:

  • 1-ый пусковой комплекс – 1 152,5 миллиона долларов;
  • 2-ой пусковой комплекс 735,5 миллиона долларов.

Механизм финансирования проекта LRT предусматривает выделение средств из государственного бюджета, а также привлечение внешних заемных и облигационных средств.

На сегодня финансирование строительства осуществляется за счет бюджетных средств со сроком реализации до 2026 года. За период с 2015-2023 годы строительство профинансировано на сумму 686 миллионов долларов при общей стоимости – 1, 888 млрд долларов. Остаток для завершения всего проекта составляет 1, 202 млрд долларов, из них для запуска 1-го пускового комплекса 466 миллионов долларов.

К строительству привлечена китайская компания China Railway Asia-Europe Construction Investment.

Первым пусковым комплексом предусмотрено полное завершение 8 станций (101 — аэропорт, 105 – кольцо Кабанбай батыра, 107 – Мега центр, 109 – Ботанический сад, 111 – поворот на Сыганак, 112 – Абу Даби Плаза, 114 – Музей, 118 – Вокзал), а также закуп и запуск на линию 5 единиц подвижного состава.

До конца следующего года обещают завершить строительно-монтажные работы по эстакаде, включая монтаж рельсов, электрификацию и т.д., а также завершить работы 8 станций и начать пусконаладочные работы с тестовой эксплуатацией. Тем самым, завершится реализация 1-го пускового комплекса и он будет сдан в эксплуатацию для последующей перевозки пассажиров.

В период эксплуатации 1-го пускового комплекса будут параллельно вестись работы по 2-му пусковому комплексу, который включает в себя оставшиеся 10 станций, а также дополнительно 14 единиц состава и оборудование для их ремонта и обслуживания. Сроки завершения 2-го пускового комплекса до конца 2026 года.

Для чего столице ЛРТ?

Реализация проекта позволит осуществлять перевозки пассажиров легкорельсовым транспортом от международного аэропорта до железнодорожного вокзала «Нурлы Жол», вдоль проспекта Кабанбай батыра, проспекта Сыганак, улицы Шамши Калдаякова. Общая протяженность маршрута – 22,4 км, вдоль которого предусмотрено строительство 18 станций, тем самым охватывая массивы и районы поселка Пригородный, Новой Центральной Мечети, Мега центра, включая Назарбаев университет, Ботанический сад, Абу-Даби Плаза, Дом министерств, Центральный музей с площадью Независимости и далее по перспективному району «Аллеи Мыңжылдық».

Вышеуказанные точки являются центром притяжения населения, и наличие ЛРТ позволит значительно разгрузить дорожную инфраструктуру. Для обслуживания линии предусмотрено 19 единиц подвижного состава с наличием депо по их ремонту и содержанию, — рассказали в акимате Астаны.

По информации столичных властей, подвижной состав модели «TRITON» от китайского завода-производителя «CRRC Tangshan Co., Ltd», мощностью 115 KW и максимальной вместимостью 652 человека, будет разгоняться до 80 километров в час. Составы полностью автоматизированы и являются беспилотными, то есть с удаленным управлением оператором. Согласно анализу, пассажиропоток по LRT ожидается 25 тысяч человек в сутки.

Руководители проекта обещают, что станции будут реализованы в соответствии с учетом всех требований безопасности и доступности. Будут зоны для покупки билетов, включая автоматизированные системы, залы ожидания с торговыми площадями, санитарно-гигиеническими узлами и системами предотвращения выхода людей на опасные участки. Для подъема на станцию предусмотрены эскалаторы, а также лифты для удовлетворения потребностей маломобильных граждан.

На станции предусмотрено строительство 10 подземных пешеходных переходов по проспекту Кабанбай батыра и 7 надземных – по улицам Сыганак и Калдаякова.

Уже ведутся работы по устройству железобетонных конструкций эстакады и станции. В связи с тем, что линия пересекает действующие широкие проспекты, проектом предусмотрено устройство монолитных балок индивидуального типа. Для выполнения данных целей на перекрестке проспекта Тауелсиздик и улицы Шамши Калдаякова возведена временная конструкция, и в настоящее время ведется сборка строительных лесов. После завершения работ по заливке балки и ее набору прочности временные конструкции разберут и движение автотранспорта на всю ширину проспекта возобновится.

30 ноября этого года аналогичные работы будут выполнены также на пересечении с улицами Сауран, Акмешит, Туркестан, — проинформировали в акимате Астаны.

В настоящее время строительно-монтажные работы ведутся на всех участках линии LRT от аэропорта до нового ж/д вокзала по улицам Кабанбай батыра, Сыганак, Калдаякова и А82.

Для строительства железобетонных конструкций эстакады применяется бетон из местных материалов, арматура из России и Казахстана, пролетные строения конструкции моста через реку Есиль – китайские, — отмечают в акимате.

Монолитные железобетонные конструкции эстакады соответствуют нормативным требованиям согласно климатическим условиям страны. Проектом предусмотрено применение бетонов, стойких к воздействию агрессивной среды и отрицательным температурам, что обеспечивается выбором цемента и заполнителей, подбором состава бетона, снижением проницаемости бетона, применением водорегулирующих, активных минеральных, воздухововлекающих и других добавок.

Также, по информации местных властей, арматуру будут применять, только соответствующую по коррозионным характеристикам условиям эксплуатации. Предусмотрена также защита предварительно напряженной арматуры в каналах конструкций, изготавливаемых с последующим натяжением арматуры на бетон. Обеспечена герметичность защитного слоя монолитных железобетонных конструкций от воздействия атмосферных воздействий.

Что думают эксперты?

Правозащитник, урбанист, специалист в области градопланирования и транспорта Олжас Билялов отмечает, что сейчас в столице наблюдается переуплотненность некоторых кварталов, а лет через семь, после введения в строй всех ЖК на левобережье, в городе, по его прогнозам, возможен коллапс.

LRT будет актуальным, потому что тот маршрут, где проложены колонные эстакады — по улице Кабанбай батыра и до MEGA Silk Way и по улице Сыганак через мост к густонаселенному району нового железнодорожного вокзала — сейчас интенсивно идет застройка. Это район будет очень плотно застроен, так что в будущем большой пассажиропоток, необходимый LRT, обеспечен. В Астане практически все административные здания сосредоточены в одном месте – районе Дома министерств, а добраться до него из спальных районов на машине будет непросто. Вот сможет ли LRT полностью выполнить свою функцию, пока неясно, — задается вопросом Олжас Биляллов. 

Урбанист отметил, что главная задача транспортной системы — разгрузить движение в час пик.

LRT будет загружен лишь частично, половина ветки практически не будет задействована, ведь дальше MEGA Silk Way, в сторону аэропорта, активного пассажиропотока нет. Например, Алматинское метро, тоже сделанное как ветка, вечно убыточное. Я считаю, что после запуска LRT столичный бюджет будет не просто займы оплачивать, а именно дотировать его. Люди не будут ездить в LRT, если билет будет стоить 1000 тенге. Так что, серьезные транспортные проблемы в столице еще впереди, — убежден Олжас Билялов.

Специалист в области строительства Фарид Акбердиев тоже считает, что возможно проект себя не оправдает по затратам. Но эксперт убежден, что разгружающий транспорт, учитывая уплотненную непрекращающуюся застройку, просто необходим городу.

Раз уж начали его строить, надо завершить. Не взрывать же эти столбы, которые каждый по 20 тонн весит. Ведь проект был на консервации, а она тоже стоит больших денег. То есть законсервировать проект – значит выкидывать деньги в пустоту — идут затраты на охрану, электроэнергию и так далее. Поэтому я считаю правильным  решением – завершить проект и продолжать его дальше. Первоначально может быть будет прибыль, так как всем интересно будет прокатиться. А дальше война план покажет. Главное сейчас — завершить планируемое строительство, — считает Фарид Акбердиев.

Специалист напомнил, что во всех цивилизованных странах есть LRT, но даже в Ташкенте (Узбекистан — прим. ред.) его строительство обошлось в два раза дешевле нашего.

Тут важно проанализировать, а что заложено в цену, почему она такая высокая. Может быть, стоит еще раз сделать экспертизу. И будет ясно, нет ли тут какой-то «шапки», — советует Фарид Акбердиев.

По информации столичного акимата, на линии предусмотрено 18 станций и 19 поездов. Маршрут начинается от международного аэропорта и доходит до железнодорожного вокзала «Нұрлы жол». График движения определят в течение тестового периода.