В Минфине настаивают на необходимости контроля мобильных переводов, объясняя это тем, что в бюджет не поступают налоги переводов малому бизнесу, сумма которых составила 80 триллионов тенге в 2023 году, сообщил в кулуарах Сената вице-министр финансов Ержан Биржанов, передает корреспондент Press.kz.
Малый бизнес должен платить налоги. Малый бизнес это местный бюджет, а это школы, больницы и так далее. Если привести статистику, из 1,4 миллионов индивидуальных предпринимателей 944 тысяч по итогам первого полугодия сдали нулевые отчетности. Это 67% ИП не показывают доходы, — сказал Биржанов.
Он привел данные Нацбанка, согласно которым за прошлый год по реализации продукции и услуг через карты прошли 55 триллионов тенге, а сумма переводов составила 80 триллионов тенге.
То есть превышает весь торговый оборот. Я понимаю часть из этих средств это личные переводы, но вы все живете в городе, хотите получать комфортные условия, но когда 80 триллионов и по ним не платятся налоги, думаю, об этом надо знать. Если бы из этих 80 триллионов часть в налоги поступали, то улучшались бы налоги в образовании и медицине, — объяснил вице-министр.
По его словам, перед налоговиками стоит задача получить данные по казахстанцам, зарегистрированным в качестве индивидуальных предпринимателей.
Контроль, как заверил вице-министр, будет в случае, если совпадут сразу три показателя: более ста переводов от разных лиц, поступление на счет переводов в течении трех месяцев и третий дополнительный показатель - сумма превышает 255 тыс тенге.
Как сообщалось ранее, 6 марта 2024 года депутат Мажилиса Ерлан Барлыбаев заявил, что чиновники неубедительно объяснили населению необходимость контроля мобильных переводов, не определили нижнюю границу, которая предполагает тотальный мониторинг всех без исключения платежей, даже самых мелких в 100-200 тенге.
По его словам, с начала года мобильные платежи снизились на 30%, из-за чего пришлось обеспечивать дополнительные объемы наличных денег, это ставит препоны развитию цифровизации и финансовых технологий, снижает доверие к налоговой политике. В пример он привел соседнюю Россию, где с 2020 года успешно применяется другая методика мониторинга мобильных платежей. Мажилисмен предложил вести мониторинг мобильных платежей только начиная с 1,5 млн тенге.
В Казахстане на уровне правительства рассматривают возможность изменить критерии, которые дадут налоговикам право проверять законность получения мобильных переводов казахстанцами.
В свою очередь в феврале в Нацбанке заявляли, что в январе около 30% казахстанцев отказались от безналичных платежей в пользу наличных денег. Некоторые точки пришлось обеспечить наличной валютой.
В Мажилисе ранее поднимался вопрос о мобильных платежах. К примеру, депутат Аскар Садыков обращался с запросом к главе Минфина Ерулану Жамаубаеву по поводу контроля мобильных переводов, который начал действовать с 1 января 2024 года. Депутат убежден, что большинство предпринимателей сводят концы с концами и без новых правил, усугубляющих их положение.
Председатель ОО «Союз женщин-предпринимателей Казахстана» Меруерт Казбекова заявила, что введенный в Казахстане с 1 января 2024 года фискальный контроль мобильных переводов коснется в первую очередь микро и малый бизнес, где работают более 70% женщин-предпринимателей. Поэтому она посоветовала чиновникам заняться олигархами.