Почему Казахстан остается привлекательным для бизнеса даже после кровавого января

Казахстан сегодня наиболее перспективная площадка для развития бизнеса, считают ведущие аналитики республики. Ни события трагического января, ни гиперинфляция, ни усиление мировой конфронтации не помешали нашей стране оставаться привлекательной и комфортной для иностранных бизнесменов. Эксперты панельной дискуссии бизнес-конференции CAF разобрались, что же влияет на создание благоприятной среды для бизнеса.

Почему Казахстан остается привлекательным для бизнеса даже после кровавого января
Фото:

В Казахстане хороший интернет и нет растущей ксенофобии

Президент «BISAM Central Asia», один из ведущих в Казахстане ученых и специалистов в области социологии и маркетинговых исследований Леонид Гуревич отметил ключевые достоинства страны для становления бизнес-хаба в масштабах региона.

Во-первых, у Казахстана есть преимущество в виде стабильной страны, которая немного пошатнулась после январских событий, но, тем не менее, в мировом сознании все сохранилось. В то же время при нынешних мировых коллизиях, при усилении мировой конфронтации, конфликтности, Казахстану удается сохранять глубоко нейтральные позиции. У нас довольно хорошие условия по сравнению с другими странами для бизнеса. Очень важна и казахстанская ментальность. Иностранцы находят здесь комфортную среду, лучшую, чем в любой из стран СНГ. В добавок к этому, в Казахстане не развита ксенофобия. У нас нет агрессивных настроений против какой-либо страны и это подтверждают реальные цифры многих наших исследований, — отметил социолог.

Кроме того, по мнению эксперта, на привлекательность также повлияли хороший экономический уровень и хорошо развитый Интернет, по сравнению с другими странами Центральной Азии. Все эти явные преимущества, по его мнению, уверенно позволяют Казахстану играть роль бизнес-хаба.

Такие выводы всецело поддерживает создатель и руководитель «BRIF Research Group», академик Академии социологии Казахстана Александр Рузанов.

Наша ментальность предполагает терпимость, уважение к разным точкам зрения, к этничности, уважение к вере. Недавно наша компания проводила фокус-группы на подобные острые темы, и я с удивлением наблюдал, что молодые люди высказываются очень корректно. Они подбирают слова, стараясь не обидеть и не задеть чувства тех, кто рядом. Для культуры Казахстана подобное отношение характерно в целом, исторически, — считает Александр Рузанов.

Удастся ли Казахстану сохранить преимущество?

Когда усиливается радикализация по всему миру, актуальным остается вопрос – удастся ли казахстанцам сохранить вот эту исключительную ментальность и психологическое равновесие?

Социолог уверен, что условия для бизнеса в Казахстане неплохие: хорошо работает банковская структура, достаточно быстро можно регистрировать бизнес и практика это подтверждает.

В добавок к этому, у нас в Казахстане хорошо работает электронное правительство. Попадая в другие страны, реально понимаешь это, когда там не можешь добиться какой-то элементарной справки, — отметил Александр Рузанов.

Высокую заинтересованность Казахстаном со стороны международных брендов отметила директор группы исследовательских компаний Alvin Market, президент «Казахстанской Ассоциации профессиональных исследователей общественного мнения и рынка» Наталья Оспанова.

Исследователи, как правило, первыми узнают о том, что какой-то бренд хочет зайти на наш рынок. К нам обращаются за проведением различных исследований, чтобы «прощупать», понять потенциал возможностей. В последнее время мы наблюдаем большой поток запросов на проведение исследований от новых брендов, которые хотят для себя оценить Казахстан и в целом Центральную Азию, как потенциальную площадку для работы и развития бизнеса. Бизнесмены смотрят на казахстанский рынок, как одну из первых стран для захода нового бренда, и уже позже добавляются Узбекистан, Кыргызстан, Таджикистан, — проинформировала эксперт.

В то же время, эксперты заметили, что изменяется и уровень доверия к брендам. Соогласно проведенным исследованиям, люди, в целом, все меньше готовы рекомендовать конкретный бренд, при этом уровень претензий растет. Специалист считает, что люди стали более притязательны и даже чем-то избалованы.

Какие перспективы есть у Казахстана

Обсуждая вопрос о возможностях глобального бизнес-хаба, генеральный директор «ИПСОС» Рашида Фатихова отметила, что становление хабом для бизнеса в существующей скорости может сильно изменить социальную жизнь казахстанцев.

Это, конечно, большие перспективы и хорошая позиция в будущем Казахстана на мировом рынке. Но с другой стороны, стремительное становление хабом влияет на различные социальные факторы. В том числе и растущая конкуренция на рынке труда. Людей все больше волнует вопрос потери работы. Они переживают за то, что не поспевают за тем, что сейчас творится на рынке, и остро становится вопрос о профессиональной подготовке. Согласно исследованиям, мы наблюдаем на реальных цифрах у жителей Казахстана большое стремление к саморазвитию, профессиональному росту и самосовершенствованию, — разъяснила Рашида Фатихова.

Опасения коллеги по поводу рисков на фоне отрывающихся возможностей поддерживает и эксперт-аналитик Наталья Оспанова.

Наблюдается большой интерес к нашему рынку иностранных консультантов. Они хотят быстрее здесь «застолбить» свое место, получить свою долю рынка. В итоге, некая угроза для нас, как для профессионалов, существует. При этому, замечу, что у нас есть определенные конкурентные преимущества. Наверняка, каждая отрасль может для себя выделить преимущества и защитить казахстанский бизнес от влияния внешних игроков, которые могут приходить в страну. Мы сильны тем, что знаем специфику своего рынка, знаем ментальность покупателя, разговариваем с ним на одном языке и больше чувствуем его потребность, — подчеркнула Наталья Оспанова.

В целом, эксперты считают, что казахстанцам нужно пользоваться сильными сторонами и принимать во внимание то, что конкуренция со стороны зарубежных компаний будет только нарастать, а значит всем специалистам разных отраслей нужно активно наращивать свои профессиональные навыки и соответствовать высоким мировым стандартам.