В Казахстане уже несколько лет уверенный рост показывают лишь цены на продукты питания и лекарства. Если с первыми каждый раз у правительства есть заготовленное оправдание в виде пандемии, войны в Украине или других экономических или геополитических причин, то вот с лекарствами все сложнее. Ведь невозможно объяснить, почему даже в соседних странах, где работают все те же принципы экономики и на которые все также влияют кризисы и напряженная обстановка в мире, продают аналогичные лекарственные препараты в несколько раз дешевле.
Разобраться в вопросе редакции Press.kz помог известный эксперт в области IT, а по совместительству бывший заместитель министра здравоохранения Олжас Абишев.
Почему бесплатные для казахстанцев лекарства продаются в других странах?
В 2018 году мы с командой IT-ребят внедрили блокчейн. Блокчейн — это автоматизация, оцифровка всей цепочки: складирование, доставка и так далее. И если будет малейшее изменение, в системе появится уведомление об этом. Малейшее изменение в одной цепи приводит к изменению и уведомлению всей цепи. Такая система была внедрена. В 2018 году по госзаказу было 3 миллиона получателей бесплатных лекарств. Бюджет составлял 110 млрд тенге. Внедрив полную оцифровку, мы даже создали систему смс-уведомлений для человека с вопросом: «вы получили это лекарство, подтверждаете или нет?». Таким образом мы выявили один миллион ложных получателей. Из них больше половины были уже погибшие граждане. Но кто-то вместо них получал лекарства. Остались два миллиона реальных получателей, — сказал Абишев.
Как он объяснил, один миллион несуществующих потребителей бесплатных лекарств охватывал бюджет в 38 миллиардов тенге из 110, выделенных государством. Таким образом в стране растворились в воздухе десятки миллиардов тенге. Сам эксперт уверяет, что найденная утечка лекарств позволила вернуть деньги в бюджет и остановить коррупцию, просто потому что система не давала списывать препараты на мертвых казахстанцев.
38 млрд — это 33-34%, треть всего бюджета на бесплатные лекарства исчезала. Если вы не верите моим словам, почитайте узбекские СМИ. Они провели целое расследование, в котором говорится, что в узбекских аптеках продавался казахстанский инсулин, где было написано «тегин», с печатью, — добавил он.
В частности Абишев говорит о многочисленных публикациях, где прямо пишется о том, что на прилавках аптек Узбекистана спокойно продается казахстанский инсулин (почитать подробнее можно здесь). Однако на какой-то определенный период (2019–2020 годы) все лекарства таинственным образом исчезли из страны. Сам респондент связывает это с эффективными мерами борьбы с коррупцией внутри министерства.
Именно в эти годы мы с командой ребят полностью оцифровали цепочку лекарств и никто больше не смог воровать, — подчеркнул Абишев.
Однако система эффективной борьбы с коррупцией не прижилась, с сожалением отмечает спикер. Ведь в 2020 году Абишева и главу министерства (на тот момент Елжана Биртанова) отстранили от должностей, а позже осудили. Спустя год, в апреле 2021 года, в Узбекистане вновь появился в продаже казахстанский инсулин (почитать об этом можно здесь).
Чуть позже после скандала с арестом руководителей МЗ РК, в 2022 году, на должность министра была назначена Ажар Гиният. Практически сразу она сделала шокирующее заявление. Напомним, что до ее прихода доля получателей ГОБМП составляла два миллиона человек, без учета миллиона неживых получателей, однако новый министр сообщила, что количество получателей увеличилось всего за два годана на 100% и теперь составляет четыре миллиона человек!
То есть бюджет был 86 млрд, стал — 226 миллиардов. Даже если мы уберем из головы, что, возможно, цифра в четыре миллиона ненастоящая, 226 млрд тенге — слишком большая сумма. Задумайтесь, рост бесплатных получателей лекарств вырос на 2 миллиона. Было 2 миллиона, стало 4 миллиона людей. Это каждый 5 казахстанец больной хроническими болезнями и бесплатно получает лекарства. Это очевидные факты, которые говорю не я, а министр здравоохранения — она говорит с гордостью. Но как стратегический уполномоченный орган в сфере здравоохранения за эти цифры должны бить в колокола, потому что больных людей стало в два раза больше за два года. Об этом надо задуматься. Причины, почему это случилось, как? Какие заболевания выросли? Какие факты повлияли на 100% рост? Даже если мы оттолкнем идею хищения наших денег, вопрос заботы о здоровье нашего населения должен стоять на первом месте! — считает Абишев.
Вопрос дня — почему казахстанские лекарства в несколько раз дороже, чем в России, Кыргызстане или Узбекистане?
Ну и настало время поговорить о главном — откуда такие безумные цены в отечественных аптеках. Например, средняя разница в ценах между аналогичными препаратами в сравнении с Россией просто потрясает — ведь в Казахстане они завышены на 200-300%.
Российская федерация находится под западными санкциями, РФ является членом таможенного союза, как и Казахстан. У нас не разные таможенные ставки, у нас одно таможенное поле, а это не влияет на ценообразование. Когда лекарства или любой другой товар завозят в страны таможенного союза, они платят налог один раз. Так и из Казахстана в Россию, из России в Узбекистан можно ввозить без таможенной пошлины. Тогда почему лекарства дороже у нас, чем в РФ, которая находится под западными санкциями? — задался вопросов Абишев.
Как объяснил редакции Абишев, предельные цены регулируются приказом Министерства здравоохранения. Министерство ежегодно издает и обновляет приказ с максимальными ценами на каждый препарат. Например, таблетка «А» стоит пять тысяч тенге. В РФ она может стоить 1000 тенге. Однако владельцы сетей аптек постоянно оперируют одним доводом: вот предельная стоимость лекарств от МЗ РК. И поэтому они ставят по приказу макисмальную сумму. Для примера: если максимальная сумма пять тысяч тенге, то они ставят 4999 тенге, тем самым не нарушая закон, не нарушая приказ.
Но это не запрещает им увеличивать маржу на 200-300%. Многие комментаторы пишут: вот, ты только умеешь критиковать. Вот эта проблема решается легко. У нас есть информсистема по таможне в Министерстве финансов в Комитете госдоходов. В этой системе регистрируются все товары, проходящие в РК и в таможенной декларации указывается откуда, куда и в каком объеме завозили лекарства. Берем информсистему Минфинансов с таможенными декларациями, берем информсистему Минздрава и смотрим по какой цене лекарства были завезены в страну и по какой цене продаются. Министр финансов говорит: «мы контролируем все товары и не позволяем делать маржу более 15%-30%». Вот вам замечательная возможность — интегрируйтесь и поставьте маржу не более 20% на все лекарства. Все вам скажут спасибо. Это тот эффект, за который будут хвалить госорганы, благодарить. Потому что у нас у всех есть родственники, кто находится на гособеспечении лекарствами, — предложил экс-министр здравоохранения.
Ранее стало известно, что лекарства подорожали во всех регионах Казахстана.