В Казахстане исторические петроглифы уничтожают строительные компании

В ближайшие годы Казахстан может безвозвратно утратить до 25% наскальной живописи на территории страны, считают волонтеры и активисты движения «Охотники за петроглифами», передает iapn.kz.

В Казахстане исторические петроглифы уничтожают строительные компании
Фото:

В Алматы прошел арт-перфоманс «Жизнь и смерть одного шедевра», посвященный проблеме сохранения культурного и исторического наследия народа Казахстана. Санжар Жубанов, потомственный художник из Алматы, представил выполненную им на плитняке копию фрагмента тюркской сцены из Архарлы.

Петроглифы с панорамой эпичной битвы были обнаружены в 2021 году. Это произошло во время народной археологической экспедиции по паспортизации археологического комплекса Архарлы сотрудниками института археологии им. А. Маргулана, во главе с ведущим археологом А. А. Горячевым и волонтерами.

Плита, отколотая от скалы заготовщиками плитняка, лежала лицевой стороной вниз. Для поднятия плиты волонтеры организовали целую спасательную операцию, руководил которой Ерлан Жагипаров — известный казахстанский охотник за петроглифами, погибший во время трагических событий января 2022 года.

По словам координатора сообщества волонтеров Ольги Гумировой, проблема сохранения наскальной живописи в Казахстане стоит очень остро.

Возможно, Казахстан не имеет себе равных по петроглифическому наследию. Расцвет петроглифического искусства пришелся на бронзовый и железный века, но традиция жила до XIX века. Многие объекты еще не исследованы до конца, но есть основания полагать, что, например, скопление Ордакуль, паспортизацией которого сейчас занимается народная археологическая экспедиция памяти Ерлана Жагипарова, самое большое в мире.

Только на территории Жетысу, по предварительным подсчетам ученых, имеется до 90 тысяч петроглифов, причем это в уже известных скоплениях, особенно много их вокруг Талдыкоргана, из них под охраной — только 10 000 в музее-заповеднике Тамгалы-тас и небольшая часть в национальном парке Алтын-Эмель. Остальные петроглифы «охраняются» только отдаленностью и плохими дорогами. Но и это не помогает, достаточно вспомнить святилище Аккайнар, центральная часть которого почти полностью уничтожена надписями, оставленными солдатами-срочниками и местными чабанами, отметила Гумирова.

К сожалению, подобная ситуация наблюдается и в других местах, где встречаются петроглифы: иногда плиты с наскальной живописью попросту перерабатывают на строительные материалы.

Недавно я побывал в горах Архарлы, где находится одно из крупнейших в Центральной Азии скоплений петроглифов. На протяжении нескольких тысяч лет наши предки молились там, отмечали священные праздники, приводили туда молодежь. В наше время сердце Архарлы было практически уничтожено: бесценные плиты с петроглифами переработали на щебенку. Я был потрясен и буквально уничтожен, когда понял, что за варварство творится с историческим наследием. Свою боль я постарался передать в перфомансе, который сегодня представил зрителям, — сказал художник Санжар Жубанов.

На глазах у собравшихся плита с копией рисунка была уничтожена художником. Притом создавалась эта плита три недели. Своей акцией мастер подчеркнул: потомки за мгновения разрушают то, что создавалось предками тысячи лет назад.

Мы считаем, что для сохранения культурного наследия необходимо создание специальных охраняемых территорий — археопарков, национальных парков, заказников, как государственных, так и частных. А начать необходимо с паспортизации скоплений, которых, по словам археологов и нашим данным, раз в 5 больше. У археологов нет денег на организацию нужного количества экспедиций и составление документации. Петроглифы могли бы стать мощным фактором для привлечения туристов, они несут в себе бесценную информацию о прошлом народа Казахстана – прежде всего, тюркские традиции. Но в ближайшие годы мы можем безвозвратно потерять до 25% наскальной живописи Казахстана, — подчеркнула Ольга Гумирова

Общественный фонд «Охотники за петроглифами» намерен инициировать изменения в законодательство, чтобы облегчить постановку на учет и взятие под охрану объектов исторического наследия.

Также о важности сохранения петроглифов высказался известный журналист, путешественник, альпинист Юрий Дорохов.

В Израиле говорят, что Стена Плача в Иерусалиме – последнее место, где ощущается шехина, присутствие Господа. Я человек совсем не мистический и не религиозный, но, когда был там- что-то такое чувствовалось надмирное.

Но должен сказать, есть еще один тип мест, где я чувствую кожей нечто высшее, великое. Это казахстанские скопления петроглифов. Впервые почувствовал это в Танбалы, где «солнцеголовые». Энергетика немыслимая. А потом, вместе с «Охотниками за петроглифами» я посетил другие комплексы – Архарлы, Аккайнар, Ордакуль, Алабасы… Начиная с бронзового века – старше гомеровской Трои – там рисовали богов, святыни, а иногда – просто сценки из жизни.

В Европе туристы толпами идут к скале, на которой три-пять петроглифов. У нас есть комплексы, где десятки тысяч рисунков. Я думаю, у Казахстана есть все возможности застолбить за собой бренд «Страна петроглифов». Если, конечно, их не уничтожат. Под охрану (символическую) взяты единицы памятников. Большинство не охраняются, даже толком не исследованы – у археологов нет бюджетов на такое количество экспедиций.

Раз не охраняется – то ничье. Вандалы портят их, любители старины выламывают плиты и увозят к себе (или на продажу). Камни с петроглифами перерабатываются на щебень, как это было до недавнего времени в Архарлы. Как бы много их ни было — современная цивилизация за несколько лет может уничтожить то, что создавалось тысячелетиями. История Казахстана, история племен, сыгравших значительную роль в мировой истории, перемалывается и стирается безвозвратно. И пока большая часть общества к этому равнодушна – ничего не поменяется, — заключил Юрий Дорохов.

Наталья Бойко

Фото: Сергей Алексеёнок