В Казахстане водители не хотят работать в частной компании при зарплате в 735 тысяч тенге

Необычный случай произошел в одной из частных компаний Казахстана. Сотрудники осуществляли транспортные услуги, получали зарплату, однако спустя пять лет захотели вернуться в убыточное предприятие с миллиардными долгами по непонятной причине. И да, средняя зарплата в компании с момента перевода в нее сотрудников выросла с 235 до 735 тысяч тенге. Press.kz пытался разобраться, как так вышло.

В Казахстане водители не хотят работать в частной компании при зарплате в 735 тысяч тенге
Фото:

Казахстанская компания ТОО West Oil Software (далее — West Oil) много лет оказывала транспортные услуги на отечественном рынке. У нее есть генеральный заказчик в лице АО «МангистауМунайГаз», который добывает нефть на месторождениях Жетыбай и Каламкас. Также в число заказчиков предприятия входят и другие дочерние компании АО «КазМунайГаз». Генеральным подрядчиком транспортных услуг этих компаний является ТОО Оil Transport Corporation (далее — OTC). В 2018 году было принято решение передать объем работы OTC на месторождении Жетыбай как раз компании West Oil, которой мы и посвятили лид.  Между организациями имеется два документа, на основании которых они взаимодействуют, включая договор об оказании услуг и договор доверительного управления имуществом, состоящего на балансе OTC. Однако недовольные условиями труда работники West Oil подняли бунт на предприятии и потребовали вернуть их на баланс убыточной компании OTC, которая годами копила долги на миллиарды тенге.

История взаимоотношений двух компаний берет начало в 2018 году, когда в рамках программы трансформации, два из трех транспортных управлений, которые раньше входили в состав ОTС, были переданы в доверительное управление и выведены из состава предприятия. Имущество управления месторождения Жетыбай и персонал также были переведены в West Oil. С работниками расторгли договоры и выплатили предусмотренные компенсации в размере 50% зарплат за пятилетний период работы. В среднем речь идет о 30 окладах или 11 миллионах тенге на одного человека. Все работники, которые раньше трудились в OTC, получили эти суммы и сразу же были устроены в West Oil.

Причиной перевода работников в частную компанию стала чрезмерная убыточность OTC. В 2015 году убыток компании составил 13,8 миллиарда тенге, а в 2016 году — 9,4 миллиарда. В те годы функционировала специальная Программа трансформации, которая предусматривала вывод сотрудников из проблемных компаний и перевод их в другие, более стабильные.

Понятно, что если бы компания осталась работать на рынке, то с каждым годом все больше бы тонула в долгах. Каждый год сотрудникам нужно повышать зарплату, соцпакет, оплачивать свои расходы и обязательства. Это был путь в никуда, — прокомментировал генеральный директор OTC Ербол Турниязов.

В 2018 году бывшие работники OTC были трудоустроены в West Oil.

С каким радушием или злостью это приняли люди, мне неизвестно, но это было связано с внутренними проблемами компании. Других вариантов избавиться от многомиллиардных долгов у OTC не было. Перевод персонала на человеческих, дипломатических условиях было логичным завершением тенденции убыточности. С сотрудниками проводили разъяснительные работы и объясняли им причину случившегося. Со всеми законно расторгли трудовые договоры, подписали соглашения, выплатили компенсации и трудоустроили в другое предприятие, — заверил генеральный директор.

Он также отметил, что новоиспеченным работникам West Oil гарантировали, что за ними сохранятся прежние рабочие места, но с другой оплатой труда.

В своих публичных видеообращениях работники говорят о том, что их буквально заставили трудиться на другую компанию обманным путем. На руках есть все доказательства, что это не так: протоколы встреч, результаты разъяснительных работ, масштабные встречи с коллективом, записи видеообращений. Был даже проведен анализ документации, которую в 2018 году подписывали обе стороны. Никаких разговоров о том, что через пять лет, в 2023 году их всех вернут обратно на баланс OTC, не было. Какие-либо подтверждения этих слов у негодующих работников отсутствуют, — сказал Ербол Турниязов.

Он подчеркнул, что в соглашениях, которые подписывали работники, говорится о том, что с момента подписания у сторон не может быть каких-либо претензий друг к другу сейчас и в будущем. Но через пять лет компании пришлось столкнуться с такой ситуацией.

Недовольные условиями работники в своих обращениях поднимают вопрос об устаревшей технике, на которой им приходится работать. Турниязов признал, что такая проблема действительно существует, но путь к ее решению уже найден. Сейчас у West Oil в доверительном управлении находится 208 единиц техники, принадлежащей ранее OTC. Руководство уже провело переговоры с «МангистауМунайГаз» по включению в тариф средств на амортизацию транспорта. А также за счет собственных средств «КазМунайГаз» будут проведены работы по реконструкции производственной базы.

До этого момента в договоре эти условия отсутствовали, что не позволяло West Oil производить своевременное обновление техники, а сейчас, к счастью, добавили. Мы уже составили график обновления транспорта, который предусматривает обновление 202 единиц техники в ближайшие три года, — заверил Турниязов.

По его словам, работники действительно намерены вернуться в штат «дочки» КМГ. Он предполагает, что их привлекает более высокий уровень зарплат, соцпакет и стабильность, подкрепленная статусом нацкомпании. Но трудящиеся West Oil получают отнюдь не маленькие зарплаты. Если в 2018 году зарплата работников составляла всего 235 тысяч тенге, то сейчас эта цифра поднялась до 735 тысяч. Также предусмотрен социальный пакет, по словам руководства, практически не отличающийся от того, что есть в «КазМунайГазе».

Хочу сказать, что практика перевода сотрудников в другие предприятия на территории Мангистауской области в свое время получила широкое распространение. Около 4,5 тысячи работников были переведены в другие компании по разным причинам по программе трансформации. И если каждая частная компания сейчас попросит «КазМунайГаз» принять ее в свой штат, то что будет? Нет такой возможности. При переговорах мы это не раз объясняли, — резюмировал спикер.

По словам Турниязова, хоть работники West Oil не смогут вернуться в штат ОТС, все равно проводятся работы по улучшению их условий труда. В том числе, с West Oil был заключен долгосрочный контракт до 2027 года на оказание услуг.