Атака на российский терминал с нефтью из Казахстана: как развивались события
В результате украинской атаки один из причалов терминала Каспийского трубопроводного консорциума (КТК) в России оказался поврежден. Произошедшее вызвало неудовольствие казахстанских властей. Украинская сторона объяснила свою позицию ответом на российскую агрессию, передает Press.kz.
Что такое КТК
Каспийский трубопроводный консорциум (КТК) - российско-казахстанский проект, с помощью которого Казахстан транспортирует свою нефть в Россию. Кроме казахстанской нефти через трубу проходит сырье из российских месторождений.
Трубопровод протяженностью 1,5 тыс км соединяет каспийское побережье Казахстана и черноморское побережье России. Затем из России казахстанская нефть отправляется на мировые рынки.
Кто получает выгоду от работы КТК? Среди акционеров консорциума - российские «Транснефть» (24%) и «Лукойл» (12,5%), казахстанский «КазМунайГаз» (19%), американский Chevron (15%) и ряд других компаний из западных стран.
Атака на КТК
Ранним утром 29 ноября на морской терминал, который находится на территории России, была совершена атака со стороны украинских морских дронов. В результате было повреждено выносное причальное устройство - его используют для перекачки нефти в танкеры. Отгрузку нефти приостановили.
Это не первая украинская атака на КТК, совершенная после нападения России на Украину в феврале 2022 года. Ранее атаке подвергались другие объекты на территории России: нефтеперекачивающая станция (НПС) Кропоткинская, а также офис КТК в Новороссийске.
Реакция Казахстана
В Минэнерго Казахстана сообщили, что ситуация находится на особом контроле правительства страны.
«В целях минимизации негативных последствий и сохранения темпов добычи на крупных месторождениях, министерством в экстренном порядке активизирован план по перенаправлению экспортных объемов нефти на альтернативные маршруты», - проинформировали в ведомстве.
На произошедшее отреагировали и в МИД Казахстана.
«Министерство иностранных дел Казахстана выражает протест в связи с очередной целенаправленной атакой на критическую инфраструктуру международного Каспийского трубопроводного консорциума», - говорится в сообщении.
Там напомнили, что КТК - «исключительно гражданский объект», а его функционирование гарантировано нормами международного права.
«Рассматриваем произошедшее как действие, наносящее ущерб двусторонним отношениям Казахстана и Украины, и ожидаем от украинской стороны принятия действенных мер по недопущению подобных инцидентов в будущем», - добавили в ведомстве.
Что ответили в МИД Украины
В МИД заявили, что действия Украины не были направлены против Казахстана. Все усилия Украины - это право на самооборону и отпор на российскую агрессию. Украинские военные проводят операции, которые системно ослабляют военно-промышленный потенциал России и лишают ее средств для ведения войны и убийства украинцев.
«Украина бьет в ответ на удары и атаки агрессора. Еще раз подчеркиваем, что единственным фактором дестабилизации и причиной вызовов безопасности в Черноморском регионе и за его пределами остается российская агрессия», - заявили в МИД.
В дипломатическом ведомстве также обратили внимание, что ранее Казахстан не выступал с осуждающими заявлениями, когда Россия наносила удары по гражданам, жилым домам, гражданской инфраструктуре и энергетической системе Украины. В МИД призвали все стороны направить усилия на принуждение России к скорейшему прекращению войны.
«Подтверждаем неизменное уважение к казахскому народу и настроенность на развитие дружеских и прагматичных отношений с Республикой Казахстан, которые соответствуют уровню исторически крепких связей между нашими народами", - заключили в ведомстве.
Мнение экспертов
Эксперты из Energy Analytics отмечают, что ситуация с КТК - это следствие системной зависимости. Там сообщили, что если в 2013 году доля КТК в экспорте казахстанской нефти составляла 40%, то в 2024 году - уже 80%.
«То есть КТК стал практически монопольным коридором, через который идет рост добычи и валютной выручки. Что делалось для диверсификации? Последние 3–3,5 года не принесли ни одного существенного прорыва в альтернативных маршрутах. Хотя ситуация требовала обратного», - говорится в анализе.
Отмечается, что система вновь показала свою уязвимость: каждый раз, когда КТК сталкивается с форс-мажором - техническим, геополитическим или теперь уже военным - Казахстан вынужден «экстренно перенаправлять объемы». Но перенаправлять их особо некуда, потому что альтернативные маршруты не были расширены заранее.
В качестве решения эксперты советуют заняться долгосрочной программой диверсификации, которая бы включала:
- расширение каспийской логистики,
- устойчивый коридор через Баку–Тбилиси–Джейхан,
- усиление восточного направления,
- гибридную танкерно-трубопроводную модель.
В противном случае, подобные ситуации будут повторяться регулярно, заключают эксперты.