Чипсы, фрукты и ковры: нужны ли афганские товары на казахстанских прилавках

На левобережье Астаны прошла двухдневная выставка товаров из Афганистана в рамках первого казахстанско-афганского бизнес-форума. Целесообразность проведения мероприятия вызвала множество дискуссий в обществе, учитывая сложную геополитическую ситуацию и внутренние междоусобицы в Афганистане. Но, несмотря на это, толпам казахстанцев это совсем не помешало опустошать витрины и скупать дорогие ковры, передает Press.kz.

Фото:

Сказать, что представленные товары сильно удивили астанчан, будет лукавством. Большинство продукции, которую продавали афганские торговцы, практически ничем не отличалась от того, что уже стоит на полках в отечественных супермаркетах. Однако поставить импортные товары по соседству с ними было бы неплохой идеей для того, чтобы увеличить ассортимент и выбор для покупателя.

Внимание посетителей, прибывших с детьми, было обращено на полки с афганскими чипсами. Яркие, разноцветные упаковки были видны уже со входа.

Интересно, что ко второму дню выставки афганские продавцы успели обзавестись собственным Kaspi для оплаты товаров. Посетители отметили, что в первый день с оплатой возникали трудности, поскольку запастись наличными перед выставкой смог не каждый, а оплатить картой или мобильным переводом было нельзя. Но продавцы отнеслись к возникшей ситуации с пониманием и неравнодушием и отдавали недорогие товары наподобие соков и шоколада бесплатно.

Если говорить о ценах, то десерты и напитки из Афганистана стоили не более 300 тенге. Маленькие соки с трубочкой продавали за 200 тенге, а нашумевшие чипсы — за 500.

Также на выставке можно было угоститься фруктами и ягодами. Цены на них гораздо дороже, чем на столичном рынке и в супермаркетах. Упаковка винограда весом 500 граммов стоила 2000 тенге, столько же черешни — 3000 тенге. Если сравнивать цены с казахстанским Magnum, то там полкило узбекского винограда, на вид такого же, обойдется в 719 тенге.

Но мы заметили, что цены на этом мероприятии мало кого интересуют, и, вдохновившись рассказами продавца об «уникальных плантациях на севере Афганистана, без всякой химии и подкормок», взяли одну упаковку. О вкусах не спорят, но виноград оказался сладкий и не вязкий. Черешня, к слову, была заметно крупнее той, что продают в магазинах.

Гвоздь программы — ковры. Дорогие, красивые, ручной работы. Их отсюда выносили по несколько штук на человека, несмотря на то, что их стартовая стоимость в среднем составляла 400 тысяч тенге.

Торговцы консультировали покупателей насколько это было возможно. Некоторые уверенно владели русским языком, кому-то приходилось поддерживать диалог при помощи голосовых переводчиков, но большего восхищения был удостоен казахоязычный продавец, торговавший чипсами и напитками.

В ходе непродолжительной беседы выяснилось, что ковры оцениваются так дорого, поскольку имеют уникальный дизайн и окрашены краской из натуральных ингредиентов, которая не тускнеет с годами.


Объективно выставка была полезной для Казахстана, поскольку подобные мероприятия всегда пророчат расширение торговых отношений с той или иной страной. Ни для кого не новость, что торговля с Афганистаном растет с каждым годом, невзирая на политику. За первое полугодие 2023 года торговый оборот двух стран превысил 316 миллионов долларов, 310 из которых пришлись на казахстанский экспорт.

Напомним, что на полях казахстанско-афганского делового форума в Астане делегация Афганистана провела встречи с представителями бизнеса и государственными, квазигосударственными организациями в формате B2B — B2G. По итогам двусторонних переговоров министр торговли и интеграции РК Серик Жумангарин и министр промышленности и торговли Афганистана Нуриддин Азизи договорились приложить все усилия для достижения объема торговли до трех миллиардов долларов.