Как лучше всего ментально подготовить казахстанских школьников к новому учебному году
Первый школьный звонок возвестил учащимся и их семьям, а также педагогам о начале большого марш-броска расстоянием в 9 месяцев. И в этом марафоне участвуют все. Иные родители словно передают своих детей «на хранение» в школу, другие, наоборот, ревниво контролируют процесс учебы. Разбираемся в проблемах начала учебного года — как начать длинный учебный процесс без стресса, передает iapn.kz.
Виктория Левина, когнитивный психотерапевт, психолог-физиолог и приходский психолог Вознесенского собора в Алматы рекомендует:
Как правило, родители выбирают учебное заведение по принципу – ближе к дому. Но нужно выбирать преподавателя, обладающего определенным педагогическим подходом, который бы учитывал индивидуальное развитие и индивидуальные особенности ученика. Методика, когда детей равняют под один шаблон более или менее успевающих, устарела. Но, увы, так легче работать педагогам. В частных и дистанционных школах (появились и такие) уже применяют методики индивидуального подхода.
По мнению психолога, следует учитывать, что базовая потребность познания и любопытства заложена в ребенке изначально. В мозге есть определенные участки, которые отвечают за новизну и интерес познания.
Если ребенка слишком рано отдают на дошкольную подготовку, и дети там встречаются с педагогами, работающими по старому шаблону авторитарного метода, то природное любопытство у школьников, к сожалению, забивается. И в результате мы к первому классу видим у ребенка нежелание учится. Хотя к 6-7 годам человеку свойственно от природы стремление познавать, — предостерегает Левина.
При этом психолог просит родителей школьника категорически воздержаться от того, чтобы сравнивать своих детей с другими.
Никогда не сравнивайте своих детей с кем бы то ни было, даже с сестрами и братьями. Мы все индивидуально разные – психологически, физиологически, гормонально, эндокринно. Поэтому требовать от ребенка каких-то проявлений активности, не свойственных его возможностям, бессмысленно, — отметила Левина.
Общеизвестно, что подчас родители школьника пытаются воплотить в детях собственные несостоявшиеся амбиции: «Ты должен заниматься музыкой!», «Ты будешь математиком!». Психолог подчеркивает: «Подобные установки создают стрессовые, а порой травматические ситуации и даже могут сломать ребенка».
Самая же главная рекомендация родителям школьников – делать акцент на достижениях ребенка.
Еще вчера он не мог что-то сделать, а сегодня уже умеет. Похвалите его за это, порадуйтесь за него. Ребенок должен ощутить свои способности, попробовать их. Есть определенные задатки, заложенные в природе человека, их следует выявить. Если у родителей есть воодушевление в совместных занятиях с ребенком, то и у него ответно сияют глаза. Если же у ребенка систематически не получается что-то и со временем угасает энтузиазм, то не стоит чрезмерно заставлять, давить, уговаривать продолжать заниматься нелюбимым предметом. Возможно, на данном этапе определенная сфера занятий – это не то, что ему нужно. Отступите и ищите то направление знаний, которое радует вашего ребенка, — считает психолог.
О чем спросить учителя?
Родителям-перфекционистам, стремящимся заполнить время своих детей сплошной учебой, стоит спросить:
- Имеются ли внеурочные часы занятий?
- Нужно ли их оплачивать?
- И сколько часов в неделю отведено этим занятиям?
- Предусмотрены ли дополнительные занятия после основных уроков?
- Дадут ли детям часовой перерыв?
- Где им находиться в свободный час?
- Во сколько заканчиваются уроки?
- Чем заняты дети на переменах?
- Имеется ли в школе продленка?
- Нужно ли за нее платить? И сколько?
- Есть ли категория льготников?
Отдельная важная тема — о питании детей. Родителям школьников надлежит выяснить для себя все о школьном меню, о стоимости завтрака и обеда. Надо также заранее поинтересоваться системой каникул.
Родителям детей с особенностями обязательно нужно спросить о психологической службе школы. Ведь особенного ребенка должен сопровождать тьютор. Оборудован ли класс релаксации, где их ребенок сможет находиться во время уроков по сложным предметам? И в принципе, какое отношение сложилось в школе к особенным детям?
Заранее предвидя конфликты между детьми, а также между учениками и учителями, родителям нужно узнать, как именно будет происходить урегулирование конфликтов? Один из главных вопросов — о безопасности детей. Спросите, как организована пропускная система и имеется ли охрана?
Задав все эти вопросы, родители смогут получить базовое представление об учебном заведении, и, соответственно, быть спокойнее, отдавая детей в школу.
Галина Галкина