«Казахмыс» внедряет новые стандарты после трагедии на руднике «Жомарт»
Корпорация «Казахмыс» усилила безопасность на руднике «Жомарт». Сейчас выполнены 29 из 45 предписаний комиссии, которые были сделаны после трагедии 17 февраля 2025 года, передает корреспондент Press.kz.
Как сообщила начальник управления департамента промышленной безопасности корпорации Гульшат Естаева основной приоритет - безопасность горняков. Полное выполнение рекомендаций ожидается к середине 2026 года.
«29 предписаний мы уже выполнили либо сейчас в процессе выполнения. Оставшиеся 16 - в работе. Некоторые пункты касаются изменений в законодательстве, они требуют больше времени. По нашему плану, полностью все мероприятия будут завершены к середине 2026 года», - сообщила Естаева журналистам.
После аварии ТОО «Корпорация Казахмыс» предприняла ряд организационно-технических мер для выявления природы выделения горючих газов, привлечены ведущие специализированные научные организации, имеющие соответствующий опыт и технические возможности для проведения научно-исследовательских работ, лабораторных исследований и экспертных оценок по руднику «Жомарт» для определения возможности дальнейшей работы в текущих производственных условиях на месторождении «Жаман-Айбат».
Также были пересмотрены все стандарты безопасности. Сейчас на руднике введены масштабные изменения:
— установлены стационарные и индивидуальные газоанализаторы;
— датчики фиксируют превышение допустимого уровня газа и автоматически отключают оборудование;
— внедрена система передачи данных в реальном времени в ДЧС Улытауской области;
— запущена программа дегазации, завершение которой ожидается до 25 сентября.
Кроме этого, каждый сотрудник обеспечен устройством позиционирования и тревожной сигнализацией.
«Нами были построены вентиляционные штреки, улучшающие подачу свежего воздуха и отвод воды. Сейчас мы знаем, где и при каких условиях может возникать метан. Мы делаем всё, чтобы это не повторилось», — сообщила Гульшат Естаева.
Спустя больше полугода, рудник «Жомарт» продолжает работать в ограниченном режиме. Работы на аварийном участке приостановлены и вовсе. С момента аварии рудник Жомарт работал только в режиме жизнеобеспечения: водоотлив, рудоподъём, система ТВС.
16 июня этого года в экспериментальном режиме было запущено шахтное поле № 2. Аварийный участок по-прежнему не эксплуатируется — он затоплен, там содержится около 12 000 кубометров воды. Проводятся исследования и глубокий анализ с привлечением казахстанских и российских научных организаций.
Корпорация привлекла специалистов из НТК, ГОСНИИ и других научных институтов, ранее работавших в угольной промышленности. Их задача — понять природу газа, который, как считалось, не должен проявляться в медных шахтах.
«Мы провели научные исследования, которые подтвердили, что на руднике нет угольных пластов. Это значит, что работы могут вестись, но при строгом соблюдении дополнительных мер безопасности», — добавила глава управления департамента промбезопасности корпорации.
Также была создана собственная лаборатория для анализа состава воздуха и руды. Также разработаны журналы учета газа, внедрены новые инструкции и системы допуска к работам в шахте.
Корпорация «Казахмыс» продолжит поэтапное внедрение всех требований комиссии. В том числе — оснащение техники датчиками метанолей, которые автоматически останавливают машины при превышении газовых показателей. Уже к концу 2025 года такие системы будут установлены на приоритетной технике. Также планируется внедрение видеонаблюдения, биометрических терминалов, инструктажей нового уровня, а также автоматизированной системы допуска к опасным работам.
Ранее руководство корпорации «Казахмыс» сообщало о сокращении запасов месторождений на «Большом Жезказгане», где добыаают медь на протяжении 90 лет, в рамках контракта № 114. Несмотря на это, корпорация заверила о сохранении занятости рабочих и социальную стабильность в регионе, перенаправляя ресурсы и рабочую силу на другие перспективные месторождения. В числе которых Жыландинская группа месторождений (Итауыз, Восточная и Западная Сары-Оба, Карашошак). «Жомарт» — рудник с запасами более 100 млн тонн, и «Жаман Айбат».