Казахстан присоединился к Глобальному обязательству по метану, тогда как сам полгода не может потушить «Каратурун»
Казахстан подписался под обязательством быстрого сокращения выбросов метана, умолчав о собственной его крупнейшей утечке, с которой не может справиться уже полгода, передает Press.kz.
Казахстан взял на себя Глобальные обязательства по метану. Соответствующее совместное заявление сделали специальный представитель президента Казахстана по международному экологическому сотрудничеству Зульфия Сулейменова и специальный посланник президента США по климату Джон Керри.
Глобальные обязательства по быстрому сокращению выбросов метана до 2030 года, взятые Казахстаном, включают 10 пунктов. Особенно обращает на себя внимание один из них. Тот, который касается «использования спутниковых и других технологий для мониторинга и снижения выбросов метана, с особым акцентом на предотвращение и быстрое реагирование на суперэмиттеры, в том числе путем активного участия в Системе оповещения и реагирования на метан Международной обсерватории по выбросам метана».
Из заявления также следует, что «Казахстан понимает важность добровольных действий в содействии коллективным усилиям по сокращению глобальных выбросов метана». Однако, понимать, по всей видимости, не значит, эти действия предпринимать. Именно в Казахстане происходит длительная утечка метана, которую иностранные новостные издания считают самой крупной аварией на планете. Речь идет о горящей скважине на нефтегазовом месторождении Каратурун Южный в Мангистауской области. Пожар там вспыхнул еще 9 июня. Потушить его не могут до сих пор, хотя обещали решить проблему в октябре. Сейчас называется новый срок устранения аварии — до Нового года.
В августе французская геоаналитическая компания Kayrros SAS заявила, что «каждый час на месторождении выбрасывается от 35 до 107 метрических тонн метана», что сопоставимо с ущербом, который ежегодно наносят климату 2,5 млн автомобилей в США. В компании «Бузачи Нефть», которой принадлежит месторождение, тотчас это опровергли, заявив, что «на спутниковых снимках, вероятно, видны облака горячего пара с минимальными следами парниковых газов». Французских экспертов казахстанцы не убедили. А вот отечественные чиновники этой версией, по всей видимости, придерживаются до сих пор. Новый глава Минэкологии Ерлан Нысамбаев даже не знал о длительном пожаре на Каратурун Южный. Но заподозрить в таком же неведении Зульфию Сулейменову, которая сообщила о присоединении Казахстана к Глобальному обязательству по метану, очень сложно. Пожар в скважине начался тогда, когда Зульфия Сулейменова была министром экологии.