«Мою страну захватили бандиты». Почему россияне начинают новую жизнь в Казахстане
По информации министерства внутренних дел РК после объявления частичной мобилизации в России, в Казахстан приехало около 100 тысяч россиян. Такой большой наплыв не мог остаться незамеченным и вызвал неоднозначную реакцию у местного населения. Но многие казахстанцы вызвались помочь соседям, бегущим от мобилизации и не желающим участвовать в войне с Украиной. Что обо всём происходящем думают сами россияне, которым пришлось так поспешно покинуть свою родину?
«Мою страну захватили бандиты»
Каждый из тех, кто давал интервью, просил об условии, что это будет анонимно. Даже находясь за пределами России, люди боялись высказать своё мнение открыто. Поэтому здесь и дальше имя героев будет изменено.
«Это действительно страх. Страх за родных, которые остались в России. Потому что мне по большому счёту ничего не угрожает. Но может угрожать близким. Существуют десятки историй про то, как тех, кто уехал за границу, шантажируют внутри страны – похищением их родственников, например, или угрозами уголовного заключения их родственникам по абсолютно сфабрикованным делам. Например, Чечня этим славится. Но не только она. В любом регионе могут так поступить. Поэтому все боятся за безопасность родных», – заявил молодой человек по имени Алексей.
Он приехал в Алматы из города Химки после того, как в России объявили мобилизацию. Хотя первая мысль о переезде возникла ещё в конце февраля.
«Но переезд затягивался. Хотел уехать летом, из-за семейных обстоятельств не получилось. Ну и 21 сентября появился триггер, я понял, что либо сейчас, либо я уже никогда не уеду. У меня осталась жена в Москве, я хочу её перевезти, как только здесь обустроюсь. Хочу остаться здесь», – сказал россиянин.
Отношение к войне с Украиной и в целом к политике правительства России у Алексея крайне негативное.
«Я считаю, что мою страну захватили бандиты. Они это делали, ещё, когда я был ребёнком и не осознавал этого большую часть своей жизни. Когда вырос, понял, что нахожусь в стране, где всем правит группа людей, которым по большому счёту на народ и страну плевать. У них свои интересы какие-то. В итоге я бежал из этой страны. Война в Украине – это ужасно. Мне безумно жалко украинцев. В этом смысле я даже себя не жалею, потому что понимаю, что им в десятки раз тяжелее, чем мне», – признался молодой человек.
Он поделился своими впечатлениями о Казахстане. По его словам, притеснений никаких не было.
«Впечатления очень хорошие, приятные. Поэтому я и хочу перевезти жену. Планировал побыть здесь временно, а потом уехать в другую страну. Но разобравшись тут с законами, увидев местную культуру, то, как тут всё обустроено и внутренний дух, понял, что здесь мне будет комфортно. И больше похоже на то, что я мог бы здесь жить и строить семью. Либо провести длительное время. Языкового барьера я вообще не чувствую. Во всех магазинах здороваюсь на русском. Меня сразу обслуживают. Я пока немного казахских слов знаю. «Рахмет» знаю и говорю. А так никакого барьера нет. И это комфортно», – признался Алексей.
Прокомментировал он и опасения казахстанцев, что среди тех, кто приехал из России, будет немало людей, поддерживающих войну в Украине и имеющих склонность к сепаратизму.
«В любой ситуации, когда речь идёт о большом количестве народа, кто-то точно есть с такими взглядами. Я думаю, что это меньшинство, потому что я еду не один, едут ещё мои коллеги, я с ними общаюсь по телефону. И сам общался с теми, кто бежит. Как правило, бежит интеллигенция. Люди, высококвалифицированные, с капиталом, головой на плечах. Они бегут в первую очередь по политическим убеждениям, скорее, чем из соображений безопасности. Конечно, среди беглецов есть и те, кто просто спасается и относится к тому обществу, в котором нам бы жить не хотелось. Но, если я увижу, что кто-то будет такое пытаться «загонять» здесь на улицах, я выступлю против этого человека», – заявил он.
Высказался Алексей и о национализме в России по отношению к приезжим из Центральной Азии. Молодой человек признал, что встречались случаи, когда некоторые россияне плохо обращались с приезжими.
«Это тот тип россиян, который сейчас там поддерживает войну и остаётся в России. От которого мы, в том числе, бежим. Потому что нам с такими рядом жить не нравится и не нравилось. И таких, к сожалению, много. В этом плане я понимаю опасения и чувства казахов в отношении приезжих. Я вижу, что в Казахстане живут добрые, адекватные люди. Видна высокая культура, выше, чем у нас в среднем. Поэтому они, когда видят, что ты общаешься вежливо, не как «быдло», которое могло их как-то обидеть, они относятся по-хорошему», – сказал Алексей.
В России у Алексея есть свой бизнес – компания, занимающаяся аналитикой по фондовому рынку. Её он хочет релоцировать в Казахстан. Несмотря на все риски, по его мнению, республика может извлечь плюсы из такого наплыва соседей.
«Я – экономист. С точки зрения экономики не касаясь даже социальной части, это однозначно позитив для Казахстана. Потому что бежит не только рабочая сила, но и предприниматели, бегут капиталы. На моём примере. Я открываю компанию, нанимаю юриста на аутсорс. Как минимум одно дополнительное рабочее место создаю. Плюс ребята, которые со мной приезжают, будут работать в этой компании, соответственно, платить здесь налоги, тратить заработанные деньги. Это всё дополнительные вливания в экономику Казахстана. Плюс сбережения, которые были, где их хранить? Там, где живёшь. Мы их перевозим сюда. Это тоже дополнительные активы для банковской системы Казахстана», – разъяснил своё видение ситуации он.
Молодой человек не рассчитывает на то, что в ближайшее время сможет вернуться на родину.
«Конечно, есть боль. Это дом, там мои друзья, родные, которые не смогли уехать по разным причинам. Конечно, хотелось бы мечтать о том, что там резко всё изменится, и изменится общество, и можно будет вернуться домой. Но я не думаю, что это возможно в ближайшее время, потому что даже если эта власть уйдёт, я не вижу, что общество готово к тому, чтобы менять радикально курс. Даже по митингам, которые были против войны и которые были за Путина – я вижу, что соотношение сил всё ещё неадекватное. Всё ещё есть много людей, которые не поняли, в чём дело», – отметил он.
«В Казахстане нас очень хорошо встретили»
Другой мужчина, Андрей, границу пересекал пешком – прошёл два километра. Сейчас находится в Костанае.
«Я один поехал на такси от Екатеринбурга до Троицка. И там уже, когда увидели пробку, таксиста отпустил, сам пешком пошёл», – вспоминает Андрей.
Он тоже бизнесмен, и тоже впервые захотел покинуть родину в конце февраля.
«Но я не мог просто так взять и уехать, оставить всё, у меня обязательства. А 21 сентября уже просто выбора не было. Потому что у меня первая категория запаса, разведка ВДВ, военно-учётная специальность. Я самый первый кандидат. Это ужасно всё. У меня половина родственников в Украине, в Запорожье», – рассказал россиянин.
После того, как многие граждане РФ решили уехать из страны, появилось мнение о том, что если бы все эти люди, которые стоят в очереди на границах, вышли на улицы, ситуацию можно было бы поменять. Но Андрей с этим не согласен.
«Это на самом деле немного людей. Если в Дагестане получаются какие-то протесты и столкновения с полицией, то это только потому, что там, сами можете посмотреть, полиции не так много, они все в рубашках. А в каком-нибудь городе-миллионнике, а я из Перми, просто люди не успеют собраться. Там стоят армии этих «космонавтов» в броне, с щитами, дубинками. Я всё это прекрасно знаю, я с 2018 года активно участвовал в протестах и судим за это был. И был наблюдателем на выборах. У нас очень много тех, кто пассивно это всё поддерживает. Есть те, кто активно проявляет свою позицию, но это всё в этом болоте тонет, когда говорят: «Всё напрасно, мы выйдем, нас всех посадят». Такие настроения. Я уже понял, что для меня эти люди потеряны. Я столько отдал, платил налоги, создавал рабочие места, а эта страна вообще мне ничего не дала. Только с каждым годом отбирает всё больше», – с разочарованием сказал Андрей.
Свой бизнес он тоже планирует перевезти в Казахстан.
«В Алмату едем, простите, в Алматы. Пока ещё учу местные названия. Но никто меня не упрекал за язык. Я просто TikTok смотрю, там есть такие краткие экскурсы – не «тэнге», а «тенге» (улыбается. – Авт.). Ну в общем стараемся адаптироваться. Встретили нас очень хорошо. Мы тут дом сняли, буквально последний в Костанае. Очень хорошие хозяева», – поделился россиянин.
«Смотрю ролики по обучению казахскому языку»
Дмитрий добрался до Алматы из Барнаула. Он тоже подлежит мобилизации, поэтому после её объявления срочно выехал из страны.
«22 сентября мы уехали вместе с товарищем. Нам пришлось оставить свои семьи. Для понимания, у меня ребёнку год, жена меня быстро собрала, с работы заехал взял чемодан. А товарищ, с которым я приехал, у него двое детей. Одному три года и дочка недавно родилась. И он тоже всё бросил, ему жена тоже чемодан собрала, и отправили нас сюда. Вот так семьи разделили из-за войны», – с горечью говорит мужчина.
Дмитрий и его товарищ сбежали, потому что считают войну России с Украиной бессмысленной:
«24 февраля для нас было шоком. Для всей семьи. И 21 сентября, когда всё произошло, это был такой удар. Россия напала на другую страну вообще без какой-либо мотивации. Всё, что говорят: «Нацисты какие-то, защищать кого-то». Я считаю, что это личное дело Украины. Кому не нравится, всегда же может уехать, если бы даже были национальные притеснения. В современном мире нет места войне».
По словам Дмитрия, люди в России потеряли право выражать своё мнение и не в силах остановить то, что происходит.
«У нас очень сильно репрессивная власть. Росгвардию создали – раньше ведь такого подразделения не было. Была полиция, ведомственная охрана, а потом создали росгвардию. Умным людям было понятно, что это делается для репрессий и избиения своего народа. Насколько жестоко они работают, избивая женщин, стариков. Их ничего не останавливает, и у них полностью развязаны руки. Они тебя избили, и ты даже никуда не пожалуешься. Ещё и штраф тебе выпишут. Поэтому так сложно всё это. Но я всегда ходил на выборы, голосовал. Но как показала практика, цивилизованным путём в России нельзя ничего сделать»,– говорит он.
Мужчина остановился у родственников, и сейчас у него в планах оформить документы, чтобы работать в Казахстане. В России он занимался деревянным домостроительством.
«Хочу семью сюда перевезти на постоянное место жительства. Продать в Барнауле квартиру, машины, и сюда переезжать жить основательно. (…) Я считаю, что большинство тех, кто едет, образованные люди. Те, кто поддерживают войну, не уходят. А не поддерживающие войну в России, как показывает практика, это люди с высшим образованием и интеллектом. Понимаете, когда вокруг одна разруха, а тебе по телевизору говорят, что всё хорошо, и ты в это веришь, и, когда войну войной не называют (такие люди остаются в России. – Авт). Но если такие будут (среди приезжих. – Авт.), то, надеюсь, в минимальном количестве, и здесь они не смогут жить», – уверен Дмитрий он.
Неожиданным было для него то, что не все этнические русские в Казахстане с пониманием принимают приезд россиян.
«Товарищу родственники вообще сказали: «Трус, иди отсюда». Это было неожиданно. Русским, которые живут здесь в Казахстане с рождения, легко рассуждать, когда их детей не призывают, и когда они не живут в России. На диванах наблюдают», – с досадой говорит мужчина.
Но по национальным и языковым моментам в Алматы, по словам Дмитрия, притеснений не было.
«Я в автобусах езжу, в барбершоп ходил, где местные казахи работают, нормально поговорили, шутили, разговаривали, всё хорошо. Сегодня ездил в автобусе, водитель говорил по-казахски, я сказал, что не понимаю. Он мне сказал по-русски. Проблем не было. Но я уже смотрю ролики по обучению казахскому языку. Потому что я понимаю, что приехал в другую страну и должен учить её язык. И понимать, и разговаривать на нём я обязан, потому что это ваш родной язык», – сказал он.
«Собрали вещи и уехали в ту же ночь»
Алёна вместе с мужем начали собирать вещи уже в ночь на 22 сентября сразу после объявления мобилизации. Они из Самары, сейчас остановились в Уральске.
«Мы начали собираться ночью, искали человека, который бы довёз нас до границы – достаточно быстро нашли таксиста. Собрали вещи за час, наверное, и поехали. Осталась там семья, жильё, работа – всё там осталось. Пока что мы будем здесь, сколько нам позволит закон. Дальше будем смотреть по ситуации. Мысли уехать появились ещё весной, когда ходили слухи о мобилизации. Это было где-то в мае, тогда хотели уехать, но вроде бы всё утихло и мы остались. Всё, что происходит, это страшно. Это всё приведёт к большому количеству человеческих жертв. К человеческому горю. Будут страдать не только те, кто идёт туда воевать, но и родственники, близкие люди. Но меня радует, что наши уезжают, потому что не хотят идти убивать украинцев. И это те, кто не поддерживают власть и не готовы идти воевать. Очень хочется верить, что скоро это всё закончится. Вряд ли эта мобилизация к чему-то хорошему приведёт российское правительство. Многие уезжают, кто-то будет скрываться от мобилизации. По итогу, мне кажется, украинская сторона окажется сильнее», – рассуждает девушка.
Среди приезжих она пока не встретила тех, кто поддерживал бы войну.
«Мы здесь в Уральске общаемся со многими людьми и пока встречали только единомышленников, тех, кто не поддерживает власть и мобилизацию. Может, мне просто не встречались те, кто поддерживает. Возможно, есть те, кто просто боится за свою жизнь и уезжает, но при этом поддерживает правительство. Но мы их пока не встречали», – призналась Алёна.
Она поблагодарила казахстанцев за помощь и неравнодушие.
«Ожидали какого-то негатива в свою сторону, и очень порадовало, что его не было. Много людей, готовых действительно помочь. И таксисты все какими-то советами помогают, и просто люди вокруг. Пока что всё только доброжелательно, и видно, что люди хотят помочь», – сказала она.
«Сейчас трудно быть россиянином»
Редакции вызвалась дать интервью девушка, по имени Анастасия. Она уже 20 лет живёт в Германии. Но активно отслеживает ситуации на своей родине. После объявления мобилизации в Казахстан приехал её родственник, с которым она поддерживает с ним связь.
«Отношение к войне крайне отрицательное. Я давно уже живу в Европе. И мой родственник, который жил до вчерашнего дня в РФ, давно уже против этого режима. С ужасом и страхом наблюдаем за тем, что происходит. Не только наблюдаем, по мере сил выступали против, никогда за него не голосовали. И осуждаем категорично всё, что развязал Путин в Украине, не только с 24 февраля, но и раньше. Это касается и других стран, на которые совершались провокации, нападения, в той же Грузии в 2008 году. С начала полномасштабной войны с Украиной вся наша семья была в шоке. И родственник хотел уехать ещё тогда. Ни за что бы и никогда он не принял участия в этой преступной войне», – заявила Анастасия.
До 24 февраля, по её словам, у россиян ещё теплилась надежда на какой-то перелом, на оппозиционные силы. Несмотря на то, что последние десять лет становилось всё хуже. Но люди надеялись, что до крайностей не дойдёт.
«Моя семья и друзья, мы все надеемся, что Путин подписал себе приговор. В моральном смысле он проиграл уже давно. И было понятно даже с 24 февраля, что он ведёт страну в пропасть. И что он уже заведомо проиграл. Это ужасно и страшно, что в Украине и других местах погибают люди. Это повергает нас всех в шок. Вопрос только в том, как долго это продлится. Мой родственник сказал, что лучше не будет. «Этому «государству» нельзя доверять ни на секунду». И пока нет надежды, что это в ближайшее время закончится. (…) Сейчас нас сопровождает основное чувство – стыд. Стыд за то, что творит сейчас наш режим. Сейчас очень трудно быть россиянином. Хочу поблагодарить всех отзывчивых людей, которые понимают, что есть люди, которые не поддерживают режим, и их много. Но то, что сейчас происходит, придётся долго расхлёбывать», – считает Анастасия.
Она поблагодарила казахстанцев за помощь россиянам.
«Я хочу сказать слова благодарности, это очень трогательно, столько инициатив помощи. Огромная поддержка. Получила сообщение от родственника, что он на вокзале, там очень много приехавших, огромные толпы, долго там стояли, чтобы поменять деньги, купить сим-карты, ливень шёл, они все промокли, в гостиницах нет мест. Но он вроде нашёл товарищей по несчастью, и уже в каких-то чатах есть предложения разместить у себя, отзывчивые люди встретились. Он ехал, было много страхов и сомнений, но, по-моему, увидев эту взаимопомощь и поддержку местного населения, он немного приободрился», – сказала девушка.
Анастасия призналась, что понимает опасения казахстанцев по поводу большого наплыва россиян. Но, по её мнению, от помощи, которую оказали казахстанцы приезжим соседям, будет отдача.
«Я сама живу уже больше 20 лет в Германии, и здесь мы испытали несколько волн наплыва беженцев, в 2015 из Сирии, и ранее из стран восточной Европы. Германия – многонациональная страна. Здесь тоже есть в связи с этим свои проблемы, но есть готовность населения поддерживать. Я сама принимала у себя украинцев-беженцев войны в своей квартире. Мы собирали деньги, вещи, помогали переводами. Готовность огромная и плодотворна не только для тех, кто бежит, но и для тех, кто помогает. Это очень хорошее чувство единения и помощи. На уровне политики мы не можем что-то изменить, но на человеческом уровне можем. И я уверена, что этот наплыв не станет угрозой Казахстану. (…) Переселенцы, беженцы обогащают страну, пополняют ландшафт, приносят свои таланты. Конечно, проблемы с интеграцией есть всегда. Здесь в Германии тоже есть проблема – многие люди из России, давно здесь живут и поддерживают Путина, такое тоже есть. Я думаю, важно понимать тем, кто едет в Казахстан, что это суверенное государство со своими законами. Нужно понимать и уважать эти законы, уважать местное население и понимать, что никто им ничем не обязан, а с благодарностью принимать помощь», – напомнила Анастасия.
Она призналась, что ей стыдно за тот «латентный национализм», который в России присутствует по отношению к приезжим из Центральной Азии и другим национальностям.
«Даже на уровне языка, я с этим борюсь, когда из России сюда приезжают. Я обращаю внимание на то, что нельзя говорить: «итальяшки», «япошки». Так говорят в России, но это неправильно, и многие даже не обращают на это внимание», – говорит девушка.
Россия, по её мнению, нуждается в падении действующего режима и переосмыслении ценностей.
«Необходимо понимание своей роли в мире, где все народы равны. Мы должны поработать над собой, над ошибками, как в своё время это сделали немцы. К сожалению, после победы во второй мировой войне Советский союз надел на себя такой «белый жилет». Хотя победа была достигнута в сотрудничестве с государствами-союзниками. Не провели работу по люстрации сталинизма, красного террора. Преступления советского времени по большей части не расследованы. Советский союз сам по себе захватническая страна. Это сейчас переосмысляется многими, что вся эта конструкция Советского союза была оккупированной территорией. Об этом никто никогда не говорил, пропаганда внушала, что это братские республики, на самом деле это был вероломный захват во многих случаях. Это чувство превосходства, того, что все придут под нашу защиту, ошибочное мнение, должны перерабатываться. Это задача образования. Переработки истории не происходило в России. И путинский режим наоборот закрыл архивы, вернулся к старой риторике. Нужна комплексная работа», – подытожила Анастасия.
Тем временем на казахстанско-российской границе всё ещё наблюдаются километровые очереди. Люди бегут из России в Казахстан, для многих из них это транзитный пункт. А те, кто останется в республике, стоят в длинных очередях перед ЦОНами, чтобы оформить ИИН.