Мухамедиулы не считает себя виновным
17 апреля в Байконурском районном суде №2 Астаны началось главное судебное разбирательство по делу о хищении в отношении бывшего министра культуры и спорта, директора Национального музея Арыстанбека Мухамедиулы, передает Press.kz.
Вместе с ним перед судом предстали экс-заместитель директора Нацмузея Алмаз Нуразхан, а также замдиректора и бухгалтер подрядной организации «Экспонат» Азамат Кошенов и Айым Садвакасова. Подсудимых не смогли доставить в суд вовремя из-за снегопада, поэтому до обеда они участвовали в процессе онлайн из следственного изолятора. Обвиняемые пожаловались на технические неполадки и после трехчасового перерыва их доставили в суд.
Перед началом заседания Мухамедиулы сказал журналистам, что занимается йогой и у него все хорошо, давлению в СИЗО не подвергается.
В чем обвиняют экс-министра?
Арыстанбека Мухамедиулы обвиняют в причастности к присвоению 221 млн тенге, выделенных на проведение международной выставки в Индии, где главным экспонатом должен был стать «Золотой человек».
Прокурор Еркегали Закиров рассказал, что изначально из бюджета планировали выделить 1,2 млрд тенге на проведение международных выставок в пяти странах – США, Германии, Италии, Индонезии и Литве. Но ввиду различных обстоятельств национальные музеи этих государств отказали казахстанской стороне. Их отказ не остановил Мухамедиулы, и он решил все равно провести выставку, но в Индии. Экспонат должен был выставляться месяц, однако выставка продлилась всего три дня.
Согласно отчету аудиторской компании «Даму» от 27 июля 2022 года, ТОО «Экспонат» совершил услуги на сумму 221 млн 411 тыс 730 тенге без фактического выполнения оказания услуг и отгрузки товара. Тем самым, Мухамедиулы и Нурасхан, при пособничестве Кошенова и Садвакасовой, совершили хищение путем растраты, – заявил прокурор.
Все четверо подсудимых отрицают свою вину. Мухамедиулы рассказал, что в 2020 году нагрянула пандемия, и он подключил дипломатические службы, чтобы в целости и сохранности вернуть «Золотого человека» из Индии в Казахстан. Иначе, как говорит экс-министр, была высока вероятность потерять столь ценный артефакт.
При содействии посольства Казахстана в Индии, МИД Индии дипломатической почтой возвратил «Золотого человека» в Казахстан в последний день до введения локдауна у нас в стране – то есть 22 марта 2020 года. Ковидные ограничения в Индии были сняты только в конце 2021 года. Если бы, следуя указанию обвинительного акта, мы бы оставили в Индии, где бушевал коронавирус, почти на два года «Золотого человека», мы бы его потеряли не только для Казахстана, но и для всего человечества. Поэтому с обвинительным актом я категорически не согласен, я вину свою не признаю полностью, – заявил экс-министр.
Защита Мухамедиулы требовала исключить из материалов уголовного дела заключения аудиторской компании «Даму». По словам адвоката Мустахима Тулеева, сотрудник Антикоррупционной службы заключил договор с этой организацией не как представитель органа досудебного расследования, а как частное физлицо; эксперты не были предупреждены об уголовной ответственности за ложь. Все это, по его словам, дает основания для того, чтобы усомниться в достоверности данных заключений.
Заключения неоднократно корректировались. Предполагаемая первоначальная сумма, установленная ими, была определена в размере 111 млн тенге, в последующем она выросла до 221 млн тенге. В связи с этим мы сомневаемся в их компетенции, – объяснил Тулеев свое ходатайство.
В суде стало известно, что супруга Арыстанбека Мухамедиулы в ноябре 2022 года частично возместила ущерб в размере 111 млн тенге.
Интересно, что обвинение предъявлено только по эпизоду об организации выставки в зарубежных странах, хотя во время следствия Антикоррупционная служба сообщала, что Мухамедиулы подозревают в хищении денег, выделенных на цифровизацию национальной киноколлекции, а также в незаконной приватизации трех государственных организаций – Республиканской школы высшего спортивного мастерства по водным и прикладным видам спорта, Казахстанского научно-исследовательского института культуры и АО «Казак Энциклопедиясы». Общий ущерб, по подсчетам Антикора, составлял 7 млрд тенге. Однако в суде прокурор ничего не сказал про эти подозрения. Адвокат Мустахим Тулеев опроверг, что экс-министр проходит фигурантом по другим коррупционным делам.
Это все сплетни, не имеющие никаких аргументов. Заинтересованные органы распространили в средствах массовой информации безосновательные и ничем не подтверждение сведения — якобы Мухамедиулы причастен к хищениям средств, выделенных на цифровизацию, передаче школы… Считаю, что это было сделано для оказания морального давления. Если бы он действительно был причастен к этим действиям, то все дела объединили бы в одно, – отметил адвокат.
Причем здесь актер Тунгышбай Жаманкулов?
Подсудимый Кошенов просил допросить в качестве свидетеля Тунгышбая Жаманкулова. По его словам, уголовное дело возбудили только из-за заявления, написанного известным актером, потому он должен явиться в суд и объяснить свою позицию.
Он публиковал в СМИ о моей связи с Мухамедиулы, давал какие-то ложные сведения. Хотелось бы услышать его мнение, из чего он сделал такие выводы. Я писал ему письмо из СИЗО, на что он мне ответил, что знать меня не знает, а его главная цель — посадить Мухамедиулы. Мне хотелось бы выяснить, а при чем тут я?! — отметил подсудимый.
Адвокат Тулеев дополнил слова Кошенова и заявил, что «уголовное дело не имеет политической подоплеки, а является следствием того, что Жаманкулов хотел отомстить Мухамедиулы». По его словам, осужденный некогда по делу о хищении бюджетных средств, выделенных на производство фильма «Феникс», Жаманкулов винит в этом экс-министра, и таким способом хочет отомстить ему. Судья Баглан Идрисов отказал в допросе актера.