Отчёт в Генпрокуратуру и президенту о нарко схеме без доказательств: что не так с делом кассира в Актау?
В Актау суд разбирается в деле кассира, по которому следствие доложило о «раскрытой наркосхеме» в Генпрокуратуру и президенту, передает корреспондент Press.kz.
В специализированном межрайонном суде по уголовным делам Мангистауской области продолжается рассмотрение уголовного дела в отношении Унербека Амрекулова. Он обвиняется сразу по трём статьям Уголовного кодекса РК - участии в организованной преступной группе, причастности к наркосхеме и незаконной предпринимательской деятельности. Максимальное наказание по совокупности обвинений - от 15 до 20 лет лишения свободы.
Вместе с ним по делу проходят еще двое подсудимых - Хурсандбек Ералиев и Олег Чечин. По версии следствия они состоят в ОПГ. Сами подсудимые в суде заявили, что друг друга не знают и встретились в суде впервые.
Защитники подсудимого Амрекулова утверждают, что расследование было проведено формально, а его результаты, несмотря на отсутствие подтверждённой доказательной базы, без проведенных надлежащих экспертиз были доложены сначала в Генеральную прокуратуру, а затем объявили об этом в отчетах президенту и всей стране как «раскрытие транснациональной наркосхемы с миллиардными оборотами».
Что произошло?
По материалам дела, 26 марта 2025 года Унербек Амрекулов являюсь кассиром ТОО Ultra Trade находился в кассовом отделении банка по служебному поручению руководства. Он пополнял оборотные средства компании на расчетные счета отрытых в АО Нурбанк в Шымкенте.
В это время Бахром Тургунбаев, являющийся кассиром одного из клиентов компаний по договору оказания услуг привез денежные средства в размере 104 млн тенге для дальнейшего пополнения счета компании. Однако банковская операция не была завершена. Амрекулова задержали сотрудники правоохранительных органов до того, как кассир банка перечислил деньги на счет.
Изъятие средств на сумму свыше 2 млрд тенге
В день задержания у Амрекулова изъяли все находившиеся в кассе компании деньги - 1,17 млрд тенге и 176,4 тысяч долларов. Кроме того, были арестованы 922 млн тенге на счете компании. Общая сумма изъятых и арестованных средств превышает 2,3 млрд тенге и 176,4 тысяч долларов.
По утверждению стороны защиты, происхождение этих денег документально подтверждено. В материалах дела имеются аудиторский отчёт ТОО «Капитал Аудит», а также результаты тематической налоговой проверки, зафиксировавшей наличие аналогичной суммы в в кассе и обороте компании на дату задержания.
Позиция фактического владельца средств
Фактический руководитель ТОО Ultra Trade Ермахан Жайсанбаев заявляет, что изъятые средства являются его оборотными деньгами и не возвращаются, несмотря на представленные документы.
«26 марта после Наурыза все оборотные средства были доставлены в банки для пополнения расчетных счетов. Инкассацию вел Амрекулов по моему поручению. Все документы о происхождении средств мы предоставляли и следствию, и суду. Тем не менее нам отказывают в возврате более 2 миллиардов тенге, ссылаясь на то, что я, якобы, не являюсь участником процесса, хотя имею статус свидетеля», - заявил предприниматель.
По его словам, арест средств уже привел к задолженностям перед контрагентами и поставщиками, начислению неустоек и финансовым потерям.
«Получается, можно любого встречного, кто зачисляет деньги на счет в банке, просто взять и
арестовать? Почему человек, который не имеет никакого отношения к преступным деньгам, уже год сидит под стражей?», - задается вопросами предприниматель.
Почему документы защиты игнорировались на стадии следствия?
Адвокат Амрекулова - Рымбек Султанов утверждает, что ключевые документы, подтверждающие законное происхождение средств, не были приобщены к делу в ходе досудебного расследования.
«На протяжении полугода мы просили приобщить аудиторские заключения и документы, подтверждающие основание возникновения денежных средств. Следствием они были отклонены. Уже в суде нам удалось заявить ходатайство, однако оно пока оставлено открытым», - заявил Рымбек Султанов.
По словам адвоката, в материалах дела также имеется заключение специалиста налогового органа, подтверждающее наличие спорных сумм на счетах компании, однако это не повлекло изменения позиции следствия.
Кассир или участник ОПГ?
Сторона защиты подчёркивает, что Амрекулов действовал исключительно как наёмный работник - кассир, выполнявший служебное поручение по доверенности. Защита указывает на отсутствие в деле доказательств умысла, переписок, финансовых цепочек или результатов оперативно-розыскных мероприятий, которые связывали бы подсудимого с наркотическим оборотом.
«Фактически привлекают человека, который по поручению руководства положил деньги на расчётный счёт. С таким подходом можно привлечь любого работника или исполнителя», - заявил адвокат Султанов.
Прокуроры решили поменять обвинение?
По делу работают сразу три гособвинителя управления прокуратуры Мангистауской области - Еламан Габбасов, Малик Оспанов и Адлет Беков.
15 января на судебном заседании прокурор Оспанов заявил, что надзорный орган намерен пересмотреть обвинительный акт.
«В соответствии с пунктом 5 статьи 340 Уголовно-процессуального кодекса если возникла необходимость предъявления подсудимым более тяжкого обвинения или отличающего от первоначального обвинения, суд откладывает рассмотрение дела и предоставляет прокурорам время, необходимое для составления нового обвинения», - обратился к суду прокурор.
При этом с журналистами общаться прокуроры отказались на отрез и не пояснили, почему спустя почти год с момента следствия, решили поменять обвинительный акт.
Судья Гафур Шаров удовлетворил ходатайство прокурор и отложил рассмотрение процесса.
Проблемы со здоровьем на фоне стресса?
Мама подсудимого - Кызкойсын Амрекулова в беседе с журналистами поделилась, что у 42-летнего Унербека Амрекулова произошел
микроинсульт.
«У моего сына высшее образование. Он отец троих несовершеннолетних детей. Был директором
банка в свое время и никогда не занимался ничем незаконным. Я не понимаю, как можно на ровном месте обвинять человека в подобном», - недоумевает женщина.
Адвокаты подсудимого рассчитывают, что в ходе суда удастся ответить на вопросы о том, связано ли обсуждение возможной переквалификации обвинений с тем, что версия о «наркосхеме с миллиардными оборотами» не подтверждается в суде. А также на каком основании кассир, действовавший по доверенности, был включён в дело как участник предполагаемой нарко схемы.
Также нет ответа на вопрос предпринимателя о том, по каким причинам изъятые средства, происхождение которых подтверждено документально, до сих пор не возвращены владельцу?
Судебное разбирательство продолжается. Суду предстоит дать оценку представленным документам, доводам сторон и соразмерности предъявленных обвинений действиям подсудимого.