Россияне объяснили казахстанцам, зачем им продолжать вести переговоры по Сирии в Астане
Астанинская площадка остается эффективной для урегулирования сирийского конфликта, несмотря на то, что по итогам 21-ой встречи нет видимых результатов, как это было ранее, заявил на пресс-конференции спецпредставитель президента России по Сирии Александр Лаврентьев, передает Press.kz.
В Астане после полугодового перерыва возобновились переговоры по Сирии, несмотря на то, что в июне 2023 года в МИД Казахстана объявили о завершении Астанинского процесса. Причина — соответствующее коллективное обращение трех стран-гарантов — России, Ирана и Турции.
В первой половине дня в стенах Сената журналисты поинтересовались у замминистра иностранных дел Назиры Нурбаевой, насколько целесообразно до сих пор предоставлять площадку для мирных переговоров в Астане. Каких-либо аргументов представители СМИ от нее не услышали. Несмотря на вопрос, дипломат изначально попыталась уйти от ответа, а после просто обратилась в зал с просьбой задать другой вопрос.
В свою очередь на пресс конференции по итогам 21-й международной встречи по Сирии спецпредставитель президента России по Сирии Александр Лаврентьев заявил, что мероприятие имело очень хороший эффект и была позитивна воспринята, как представителями стран-гарантов, так и представителями сирийской делегации.
В ходе двух дней консультаций участникам удалось проанализировать ситуацию на местах, посмотреть на реалии, которые имеем на данный момент и выработать пути по стабилизации и противостоянии имеющимся вызовам. Одна из проблем мирного населения Сирии — санкций, которые ряд европейских стран и США наложили в одностороннем порядке. Как я уже часто об этом говорил, на первый взгляд видимых результатов от очередного мероприятия как бы нет, но на самом деле наша дотошная работа позволяет найти взаимоприемлемые решения проблем, которые накапливаются. Их достаточно много. Это борьба с терроризмом. Она по-прежнему в приоритете вместе с политическими вопросами, — сказал Александр Лаврентьев.
После пресс-конференции спецпредставитель объяснил, что сегодня таких крупных решений, как создание демилитаризованных зон или зон деэскалации нет, но такие встречи в столице Казахстана важны.
Но чем важны эти мероприятия в Астанинском формате? Они позволяют нам нащупывать точки соприкосновения, которые помогают решать достаточно много существующих проблем. У стран гарантов разные подходы к решению сирийского кризиса, но мы продвигаемся вперед. Если возникает проблема, мы ее пытаемся решить. Поэтому очень плотный контакт почти на всех уровнях. Вот в чем сила астанинского формата, — отметил Лаврентьев.
Комментируя, какое количество раундов должно пройти, чтобы дело сдвинулось с мертвой точки, эксперт по Ближнему Востоку Акмарал Баталова заверила, что достигнут колоссальный прогресс, так как активная фаза войны прекратилась.
Дело сдвигается, прогресс достигнут колоссальный. Активная фаза войны прекратилась, но происходят нападения на военные базы. Самое страшное – террористические акты, которые происходят в городах. Спящие ячейки, с которыми правительство Сирии активно борется. Но помимо этого, там предстоит много послевоенной работы, а именно разминирование, помощь врачей, восстановление разрушенной исторической архитектуры, которые представляют ценность для всего человечества. Около 300 исторически важных мест были уничтожены, их надо восстанавливать, — сообщила Акмарал Баталова.
Как сообщалось ранее, 24-25 января в столице Казахстана прошла 21-я международная встреча по Сирии в рамках Астанинского процесса. Накануне в Астану прибыли делегации России, Турции, Ирана, правительства Сирии и сирийской оппозиции. На переговорах делегации обсудили постконфликтное восстановление и гуманитарную обстановку в Сирии, ситуацию в секторе Газа и еще ряд важных для всех сторон вопросов. По итогам было подписано совместное коммюнике, согласно которому следующий, 22 раунд встреч по Сирии пройдет во второй половине 2024 года в Астане.