«Шубарколь комир» в пять раз обогнал «Каражыра» в экспорте угля
Экспортный план у добытчика шубаркольского топлива на этот год заложен на уровне 9,6 млн тонн, передает Press.kz.
За первые семь месяцев 2023 года «Шубарколькомир» экспортировал 3,5 млн тонн своего низкозольного угля. Об этом говорится в данных, предоставленных пресс-службой Минпромышленности на начало сентября.
Данные по экспорту угля АО «Шубарколь Комир»: с начала 2023 года было экспортировано 3,456 млн тонн угля, в том числе в дальнее зарубежье – 3,033 млн тонн, Россия – 73,2 тыс. тонн, Кыргызстан – 100,8 тыс. тонн, Узбекистан – 249,4 тыс. тонн. План экспорта АО «Шубарколь Комир» на 2023 год – 9,6 млн тонн, — говорится в выкладке ведомства, курирующего угольную отрасль.
Экспортные показатели у «Шубарколь комир» традиционно складываются в этом году лучше его ближайшего конкурента на внутреннем рынке — абайского производителя «Каражыра».
Данные по экспорту угля АО «Каражыра»: с начала 2023 года было экспортировано 663,6 тыс. тонн угля, в том числе Польша, Беларусь – 149,8 тыс. тонн, Украина, Прибалтика – 40,9 тыс. тонн, Россия – 372,9 тыс. тонн, Кыргызстан – 52,8 тыс. тонн, Узбекистан – 47,1 тыс. тонн. Кроме того, предприятиям: «ВертэксКарбо» ООО (УКР ТЭЦ) – 47,1 тыс. тонн, «СУЭК Кузбасс» АО – 22,1 тыс. тонн, «Электрические станции» ОАО (Бишкек) – 247,5 тыс. тонн, Handasset Limited (Турция) – 2,6 тыс. тон, «Аркада» ООО – 111,0 тыс. тонн. Итого – 1,12 млн тонн. План экспорта АО «Каражыра» на 2023 год – 3,04 млн тонн, — указывается в информации Министерства индустрии и инфраструктурного развития (МИИР).
К слову, по данным КТЖ, в этом году ожидается увеличение на 50% перевозок угля в Узбекистан до 3 млн тонн, а в Кыргызстан вывоз сохранится на уровне примерно 1 млн тонн.
Как известно, «Шубарколь комир» и «Каражыра» являются производителями коммунально-бытового угля, доминирующими на этом внутреннем рыночном сегменте. Его размер, согласно заявкам акиматов в плане заготовки угля в этом году, достигает примерно 9,1 млн тонн, указывается в презентации отраслевого ведомства. Из них на коммунально-бытовой сектор было рассчитано 2,3 млн тонн, а для населения 6,8 млн тонн. В 2022 году на этот сегмент в сумме понадобилось около 11 млн тонн, в первые семь месяцев 2023 года было отгружено 3,9 млн тонн, уточняется в выкладке министерства.
По некоторым данным, добыча угля у «Шубарколькомир» в 2022 году снизилась на 1,7%, до 12,5 млн тонн. У «Каражыра» за этот период она была на уровне 8,7 млн тонн, на 3% больше по году. К слову, в этом году «Шубарколь комир» планировал добыть 14,5 млн тонн угля. По «Каражыре» сообщалось, что предприятие собирается отгрузить 9,5 млн тонн в этом году.
В целом экспорт любого вида угля из страны – энергетического, промышленного, коммунально-бытового за первые семь месяцев составил 18,3 млн тонн, по данным МИИР. В КТЖ насчитали общую отгрузку с мая на 29,7 млн тонн, из которых на экспорт ушло 9,5 млн тонн. К слову, по данным «Самрук-Энерго», реализованный объем угля у «Богатырь Комир» на экспорт в РФ в январе-июне снизился до 4,9 млн тонн, что меньше по году на 7,1%.
Углехимический порыв
Между тем, в Казахстане за последние десятки лет бесперебойно звучат призывы развивать углехимию на базе угольной отрасли, а не только вывозить уголь на экспорт. Так, в ходе недавней встречи, посвященной этой теме и перспективам угольных шахт «АрселорМиттал Темиртау» в Карагандинской области и разрезов «Богатырь Комир» в Павлодарском регионе, за развитие углехимической промышленности в стране выступили председатель правления альянса предпринимателей «Парасат» Олег Пак и китайский представитель компании «Центр развития углехимии в Казахстане» Шу Чэну.
По информации специалиста из Китая, большую часть химической продукции там получают через глубокую переработку 220 млн тонн угля, причем порой по сырьевой цене в 160-170 долларов за тонну, что гораздо выше стоимости казахстанского угля. В основном это удобрения, топливо, газ и сырье для выпуска полимеров. В теории, китайский опыт и наращенные технологии были бы полезны Казахстану для развития его собственной углехимической промышленности.
Глава «Парасат» Олег Пак пояснил, почему две организации предлагают развивать углехимию на базе крупнейших месторождений «АрселорМиттал Темиртау» и «Богатырь Комир».
Если мы говорим про Караганду, то есть «АрселорМиттал Темиртау» — там сегодня есть огромные экологические проблемы, которые существуют. Те газы, которые мы получаем при коксовании угля, и сегодня они выбрасываются в атмосферу, за счет углехимических технологий их можно было бы утилизировать и снизить эти выбросы. Через эти проекты можно было бы обеспечить определенную занятость населения в этих регионах. Если мы говорим про Экибастуз, это опять же крупнейшее месторождение, которое сегодня добывается. Основной из объемов реализации данного угля, как мы знаем, он направлялся в том числе на алматинскую ТЭЦ, которая опять же сегодня переводится на газ. Соответственно, ожидаются существенные снижения объемов потребления данного угля, и вопрос развития углехимии мог бы стать дальнейшей возможностью развития с выпуском продукции более глубокого передела, и, соответственно, вопросом занятости высококвалифицированного персонала, — пояснил руководитель ассоциации.
Со своей стороны отметим, что по некоторым данным, недавно развитием углехимии в Казахстане заинтересовалось профильное подразделение китайской компании Sinopec, для которой, возможно, будет интересно вхождение в недропользование одним из угольных месторождений Казахстана.