У КТЖ заберут полномочия оператора магистральной железнодорожной сети
Министерство транспорта опубликовало проект программы развития железнодорожного транспорта Казахстана до 2029 года. У «КТЖ — Грузовые перевозки» заберут некоторые полномочия, сообщает Press.kz.
В программе говорится о будущей либерализации рынка перевозок и реформе госрегулирования.
Планируется выделить оператора магистральной железнодорожной сети в самостоятельное юридическое лицо, не связанное с отношениями владения им ТОО «КТЖ — ГП».
Кроме этого, создадут механизм финансирования в ж/д инфраструктуру за счет республиканского бюджета и привлечения инвестиций на рынок грузоперевозок. Иными словами, на рынке появятся новые игроки, которые будут работать на основе государственно-частного партнерства.
В отрасли будет действовать национальный перевозчик грузов, национальный перевозчик пассажиров и независимые перевозчики. Национальные перевозчики (грузовой и пассажирский) будут входить в состав холдинговой структуры АО «НК "Қазақстан темір жолы" наряду с компанией –оператором магистральных железнодорожных сетей, — говорится в проекте программы.
Что касается цен на билеты, то на рынке пассажирских перевозок цены на билеты в плацкартных вагонах будут регулироваться на основе договоров ГЧП, чтобы предоставить населению доступный способ передвижения.
Цены на билеты в вагонах с более комфортабельными условиями (купе и СВ) не будут подлежать регулированию.
При этом принципы ценообразования на регулируемые услуги должны обеспечить определенную гибкость в установлении цен поставщиком в пределах определенных диапазонов в зависимости от качества, сезонности, пикового спроса. Тарифы на услуги магистральной железнодорожной сети и локальной железнодорожной инфраструктуры будут регулироваться государством. При этом принципы и механизмы регулирования должны быть существенно реформированы, — говорится проекте.
Реструктуризация АО «НК "ҚТЖ“ путем выделения оператора магистральной железнодорожной сети в самостоятельное юридическое лицо планируется во втором квартале 2025 года.
Проект доступен для публичного обсуждения до 28 мая.
В феврале глава КТЖ Нурлан Сауранбаев заявил, что получает зарплату в один миллион тенге. При этом сколько топ-менеджмент нацкомпании получил в виде бонусов за прошлый год он не сказал.