Акимат Алматы изменил генплан для защиты виновников плотной застройки

Общественники и эксперты по проекту «Корректировка Генерального плана развития города Алматы» считают, что документ недоработан и больше нацелен на защиту интересов застройщиков. По мнению архитекторов, входящих в состав экспертной группы, в важном для города документе нет конкретики, остаются нерешенными вопросы, связанные с нехваткой центров для особенных детей, строительством новых жилых домов и обеспечением сейсмобезопасности, развитием транспортной инфраструктуры и полицентров, передает Press.kz.

Акимат Алматы изменил генплан для защиты виновников плотной застройки
Фото:

Под кого делает Генплан и насколько он легитимен?

Генеральный план развития города Алматы до 2040 года был утвержден Правительством Казахстана 3 мая 2023 года. Однако в открытых источниках он появился лишь спустя две недели – 18 мая. Участники экспертной комиссии, выявившие ряд упущений в документе, до сих пор борются за то, чтобы его доработали. Некоторые чиновники и разработчики, по мнению экспертов, поторопились узаконить проект в большой степени из-за того, что он защищает интересы застройщиков. 

Как отметил алматинский активист Омар Нурхайдаров, обсуждение генплана проводилось в январе всего три дня, в нем приняли участие общественники, экоактивисты, градостроители, инженеры и известные архитекторы, вошедшие в экспертную группу по обсуждению и корректировке генплана.

У большинства экспертов впечатление, конечно, сложилось негативное. По генплану было очень много замечаний, и нам показалось, что документ лоббирует интересы застройщиков, — комментирует Омар Нурхайдаров. 

По словам архитектора, заслуженного деятеля Казахстана, председателя Алматинского Союза архитекторов (АСА) Сергея Мартемьянова, на прежних первых общественных слушаниях участники горячо спорили, а маленьким хрупким женщинам приходилось даже разнимать оппонентов, иной раз защищаться самим. Одни отстаивали право на доработку документа, который, по их мнению, не направлен на развитие Алматы и безопасность жизни горожан, другие, по словам архитектора, видимо, отстаивали интересы застройщиков больших ЖК и ТРЦ и инвесторов в этой же области.

Складывается такое впечатление, что этот так называемый генплан создали для того, чтобы узаконить все проекты детальной планировки (ПДП), которые были выданы под незаконные застройки в городе, тем более принятые с нарушением установленного законом порядка и изготовлены под точечную застройку без должного учета расчетной плотности населения, обеспеченности социальными объектами, реальных ресурсов и состояния инженерных и транспортных магистральных сетей, исключительно, в интересах строительных компаний. Именно по этой причине земли и разрешения на строительство выдавались без учета мнения граждан, возможностей инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры. Манипуляции акимата и строительных компаний привели к бессистемной застройке, деградации городской среды, зеленых зон, ухудшению качества жизни населения. А заявленное 22 июня текущего года акимом города проведение корректировки ПДП до конца текущего года позволяет избежать применения ограничительных требований при проектировании и отклонении от градостроительных требований (плотность, этажность, озеленение, санитарно-защитные зоны, экологические требования и т.д.),  в том числе, прохождение комплексной градостроительной экспертизы ПДП в РГП «Госэкспертиза» и проведение стратегической экологической оценки (СЭО),- отмечает участник группы «STOP застройке» Мурат Касенов.

Перед утверждением проекта генерального плана города Алматы до 2040 года, его как положено отправили на экспертизу. Но, по словам экспертов, не все замечания группы были учтены, генплан утвердили в каком-то недоработанном варианте. Этот документ до сих пор нельзя считать полноценной программой развития города.

Чтобы считать генеральный план утвержденным, и чтобы можно было по нему ответить, его сначала должен подписать совет министров РК и поставить печать с гербом. Это и называется утвержденный генплан. А он как бы наполовину законный, получается совмин в одном месте подписал, печать есть, а подписей разработчиков нет, подписей участников экспертной комиссии тоже нет, но документ подписан третьим замом руководителя… При этом министры прекрасно понимают, что наша экспертиза по генплану отрицательная, нужна доработка документа, — поясняет Сергей Мартемьянов.

Члены комиссии по проведению комплексной градостроительной экспертизы проекта генерального плана Алматы, в том числе участники группы «STOP застройке», направляли ряд замечаний по проекту документа в Комитет по делам строительства и жилищно-коммунального хозяйства МИИР РК. Так, согласно «Правилам проведения комплексной градостроительной экспертизы градостроительных проектов всех уровней» были нарушены не только сроки устранения замечаний и отправки документов, но и Правила оформления экспертных заключений по градостроительным и строительным проектам (технико-экономическим обоснованиям и проектно-сметной документации).  Да и в самом документе, по словам экспертов, важнейшие аспекты жизнедеятельности города и его особенности, а также замечания экспертной комиссии просто не были учтены.

По мнению Мурата Касенова, первостепенно необходимо уточнить корректирующий статус генплана и основательно доработать документ, так как он больше похож на рабочий материал, и как результат, основной градостроительный документ становится производным по отношению к ПДП.

Корректировка – это внесение изменений и дополнений в ранее утвержденный документ. А на практике мы видим, что предшествующий генеральный план от 2002 года и предусмотренные требования игнорируются. На практике акиматы точечно корректируют ПДП без проведения общественных обсуждений, зачастую нарушается плотность застройки, отсутствует достаточное количество государственных соцобъектов, что вызывает недовольство среди жителей. Учитывая масштаб происшедших изменений и искажений за последние 20 лет и смену векторов в градостроительной политике, городу нужен новый генеральный план развития. А утвержденный документ, получается, в большей степени легализует незаконную застройку. Ведь ПДП, ранее откорректированные в разрез с генпланом, узакониваются при его корректировке, а именно в это «смутное время» производилась и производится массовая выдача разрешительных документов для строительства «человейников», чтобы потом «на голубом глазу» продекларировать, что действие «утвержденного» генерального плана не распространяется на отношения, возникшие до его введения в действие.  Пока не совсем ясно, что это, либо признание абсолютной некомпетентности госчиновников, либо признание абсолютной беспомощности государства перед коррупцией, — поясняет Мурат Касенов.

Более того, по мнению Мурата Касенова, термин «градостроительная документация» в контексте данного документа приравнен к термину «градостроительный проект», то есть приведенное в ответе положение касается того, что отдельные градостроительные проекты не являются основанием для разработки новых генеральных планов, а только их корректировки. В данном случае основанием для принятия нового генерального плана является его принятие на новый срок.

Само слово «корректировка» многим не понятно. Как отметил Сергей Мартемьянов, «корректировка генплана» как бы допускает отступление от генерального плана и дело менее ответственное, чем новый полноценный документ «Генеральный план развития города Алматы до 2040 года».

В одном месте слово «генплан», в другом – «корректировка». Кто не очень вникает в смысл слов, то разница для них несущественная. А на самом деле, не может акимат платить за то, что было создано почти 20 лет назад. То, что разработчики нагородили в этом генплане, урезали, прирезали, трудно назвать новым генеральным планом развития города Алматы.  Если утверждаешь полностью новый генплан, идут крупные инвестиции, а если делаешь корректировку — инвестиции могут подождать, зато легко сместить ПДП, как выполненные за счет начатой корректировки. Корректировка — дело менее ответственное (…), — поясняет архитектор Сергей Мартемьянов.

По его мнению, генплан разработан таким образом, чтобы заинтересованные люди продолжали на нем зарабатывать, а в случае ЧП или разрушительных землетрясений никто не будет ответственным за то, что произошло.

Мы о генплане только сейчас говорим, и министры его не так давно подписали, но разработчики генплана до этого понимали, что они с одной стороны подставляются, получив, возможно, какое-то прикрытие, с другой стороны — это прямой подлог, ведь главный разработчик документа отдал часть на разработку посадок шести или восьми районов. Вот в этом и одна из больших трагедий, корень проблемы которой в том, что люди на этом зарабатывают. Даже если сейчас мы сможем на какое-то время остановить, разобраться с экспертизой, что-то устранить, за это время экскаваторы и те, кто получил одобрение на проекты, сидеть без дела не будут. У тех, кто на этом всем зарабатывает, нет планов здесь жить, и нести ответственность за происходящее. Кто ответит за эти незаконно выданные ПДП, где уже идет стройка? Завтра ответственные чиновники уйдут на пенсию, и на этом все, — объясняет архитектор.

У города нет идеи

По словам Сергея Мартемьянова, над разработкой генплана работали разные команды, но складывается впечатление, что у города Алматы нет какой-то основной идеи. Архитектор считает, что первоначально генплан должен начинаться с разработки эскиз-идеи.

А в чем идея Алматы? Это город для вузов или промышленный город? Нужны также детальные расчеты, а кроме цифр еще и художественная идея. Но в документе нет общего охвата всех идей. В разработку генплан вкладываются большие деньги и ресурсы, а за отсутствием этой самой идеи, получается, наносятся колоссальные убытки самой стране. У нас не было идеи, не проводились конкурсы. А я бы даже допустил, чтобы в этом открытом конкурсе принимали участие люди с улицы. Потому что для этого ума много не надо, нужно учитывать потребности людей, — считает председатель АСА.

Он привел в пример ряд современных и не очень городов, где эта самая идея существует, и никто от нее не отступает ради того, чтобы заработать много денег.

В России есть научный город Новосибирск, во Франции – туристический Париж, где в основном построены невысокие дома, а небоскребы виднеются лишь на окраине. В Италии есть Рим, где ни одна собака не будет сносить старые руины и строить небоскребы только потому, что на этом можно заработать бешеные деньги. У каждой страны, которая хочет развиваться и сама себя уважать, есть «свой Париж». Алматы одна в Казахстане, это уникальный исторический центр, который, по факту, оказывается, никому не нужен, кроме застройщиков… Если нет главной мысли, какой у нас город, то во что мы вкладываем деньги? — задается вопросами Сергей Мартемьянов.

Генплан не экологичный

Согласно генплану, одними из критериев устойчивого градостроительного развития города являются экологическая безопасность среды и увеличение озелененных территорий общего пользования.

Архитектор, профессор МОК, член экспертной группы Павел Савранчук считает, что главной целью генплана должно было быть улучшение экологии города, и в частности, аэрозольного загрязнения воздушного бассейна. Эта проблема растворяется в проекте генерального плана, как рядовая среди прочих. А ведь это наиважнейшая, даже не проблема, а беда города!  Формы развития всех компонентов градостроительной инфраструктуры прямо или косвенно отражаются на экологии и способны либо улучшить, либо усугубить положение. Надо отчетливо понимать, что даже землетрясение не так страшно в сравнении с состоянием воздушного бассейна. Землетрясение явление периодическое, а загрязненный воздух в каждом нашем вдохе! Однако в документе, по мнению эксперта, этого понимания нет. Наиважнейшей задачей развития города поставлено максимальное наращивание объемов жилищного строительства, а ведь это прямой путь к его социальному и экологическому «перегреву». Он предлагает улучшить экологию города двумя основными направлениями.

Первое — строить жилье и производственные объекты за пределами города, что успокоит интенсивный рост прибывающего в город постоянного и ежедневно въезжающего населения. Второе – внедрить четкие административные, законодательные, производственные меры поэтапного отказа от двигателей внутреннего сгорания в пользу всех видов «чистого» транспорта (на первом этапе общественный и обслуживающий). Мы в этом очень отстаем! Это в полной мере отвечает тенденциям современной мировой градостроительной практики, на соответствие которой претендует настоящий проект. Нужно также переводить наконец ТЭЦ на газ, активно озеленять город, мягко воспитывая в жителях самодеятельного «садовода», чем был некогда славен наш город, учитывать ветровую активность и тому подобное. Но первые два направления наиболее реальны и эффективны. В сегодняшних условиях генплан должен разрабатываться так, чтобы его авторы остались радеющими новаторами в истории города, — говорит Павел Савранчук.

Однако в генплане, по его словам, напротив, декларируется интенсивное увеличение жилищного и производственного строительства внутри города и, как следствие, поощрение избыточного роста численности прибывающего постоянного городского населения, а также расширение парка общественного транспорта за счет неэкологичных видов. Удивительным образом, с помпой закупаемый электротранспорт на деле оказывается дизельным.

Общественница города Асия Дамитова считает, что в новом документе не решены вопросы развития коммунальной инфраструктуры и будущего строительства высотных жилых домов, которые могут нанести урон экологии города. Она также отметила, что без строительства и модернизации инженерных коммуникаций, водопроводных и электрических сетей, развитие инфраструктуры города просто невозможно.

В Генеральном плане четко отражено, что Наурызбайский, Медеуский и Бостандыкский районы испытывают большую нехватку воды, и существующие коммунальные сети не могут в себе такую нагрузку нести. Во-первых, инженерные сети довольно изношены, во-вторых, нельзя не учитывать то, что районы частично находятся в горной местности. У нас большие перепады высот, безусловно, для подачи воды нужны новые решения, — отмечает активистка.

Документ требует доработки

Эксперты в своем заключении также указали, что генеральный план города абсолютно не сейсмобезопасный, не продумано развитие транспортной инфраструктуры, инженерной инфраструктуры, не конкретизирована агломерация, детально не отражен принцип полицентричности. Приводя в пример успешный опыт формирования полицентров в Москве и Великобритании, эксперты отмечают, что у Алматы должна быть своя модель, адаптированная именно под нашу реальность.

По мнению группы членов экспертной комиссии, документ не содержит ярких предложений, адекватных уникальным особенностям и жизнедеятельности города, что соответствовало бы современным тенденциям в мировом градостроительном процессе.

Эксперты считают, что необходимо доработать содержание проекта генерального плана с учетом высказанных замечаний и предложений, а уже откорректированный материал проекта представить к комплексной градостроительной экспертизе повторно.

Как минимум нужно приостановить действие постановления Правительства РК «О Генеральном плане города Алматы» от 3 мая 2023 года № 349 об утверждении генерального плана города Алматы, так как проект «Корректировка генерального плана города Алматы» должен быть представлен к экспертизе повторно, после внесения корректировок и исправлений, получить итоговое сводное экспертное заключение, подписанное всеми членами государственной независимой экспертной комиссии, и только после этого пройти процедуру утверждения в соответствии с законодательством, — отмечает Мурат Касенов.

А что касается законности и нарушения процедуры утверждения генерального плана в настоящем виде, то, по мнению экспертов, на текущий момент, до получения ряда обязательных официальных документов от уполномоченного органа, члены экспертной группы не могут комментировать правомерность «одобрения» маслихатом и «утверждения» правительством проекта генерального плана города Алматы.

Только 9 июня 2023 года было получено сводное экспертное заключение от 28.04.2023 года, которое не было согласовано и подписано настоящей группой консультантов-экспертов, как того требуют действующие правила. Тем не менее, проект 21.04.2023 года получил незаконное «одобрение» на сессии маслихата города Алматы и неправомерно «утвержден» правительством 3 мая 2023 года, — поясняет Мурат Касенов.

Так, по мнению экспертов, грубое нарушение порядка введения в действие проекта «Корректировка генерального плана города Алматы»  является существенным поводом сомневаться в его легитимности.

Отметим, что 1 июля  Антикоррупционная служба выявила причины бесконтрольной застройки жилых комплексов в природоохранных зонах, вблизи рек, вместо дачных и других участков. Оказалось, что во всем виновата коррупция. Из доклада ведомства становится ясно, что генеральный план Алматы не обновлялся с 2011 года, а потому более 63 тысяч гектаров земли не имели определенного назначения и менялись без участия экологов, органов СЭС и ЧС.