Казахстанские власти перенимают российский опыт в сфере регулирования работы журналистов, передает корреспондент Press.kz.
В законопроекте о массмедиа, который выставлен на обсуждение, есть спорная норма, по которой в особых условиях журналист должен согласовывать свои действия и материалы с уполномоченным органом. Под особыми условиями подразумевается любая чрезвычайная ситуация, военные действия и режим техногенного или социального характера.
Мы изучили опыт про особые условия, она (норма) на самом деле очень сильно перенята из закона о СМИ Российской Федерации. Мы понимаем с чем это связано. В Казахстане есть отдельный закон о чрезвычайном положении. Все нормы, связанные с регулированием деятельности СМИ во время чрезвычайных положений, прописаны там, и если касается интернет-ресурсов — в законе о связи. Зачем мы дублируем, даже не дублируем, а ухудшаем и переносим в закон о СМИ дополнительные нормы, которые еще больше будут регулировать журналистов?! – заявила на пресс-конференции в Астане руководитель юридической службы Media Qoldau Гульмира Биржанова.
Заместитель директора Департамента государственной политики в области СМИ Алишер Мукажан попытался объяснить, что согласование материалов в особых условиях нужно для того, чтобы журналисты не раскрыли место дислокации военных и антитеррористическую тактику.
Журналисты предложили конкретизировать эту норму и прописать в законе, что особые условия относятся только к военному положению. А в нынешнем виде под эти условия можно отнести любое социальное происшествие.
По сути, любую катастрофу, которая, к примеру, была в Экибастузе (коммунальная авария, которая повлекла за собой отключение тепла), те же январские события можно подвести под эти особые условия. Что происходит в этих особых условиях? Журналистам нужно согласовывать все действия с должностными лицами, согласовывать материалы с должностными лицами, и, собственно, они не могут выполнять свои профессиональные обязанности без разрешения должностных лиц. Мне кажется, это чрезмерный контроль над СМИ, – считает директор ОФ «Правовой медиацентр» Диана Окремова.
Более того, чтобы работать в особых условиях журналист должен пройти обучение, которое проведет государственный орган, и попасть в пул. Во время работы за сотрудниками СМИ, попавшими в пул, будет закреплен сопровождающий якобы для обеспечения их безопасности. И это еще не все. Министерство информации и общественного развития намерено разработать подзаконный акт, в котором определит количество журналистов, которые смогут работать в особых условиях. И хотя МИОР уверяет в обратном, журналисты подозревают, что непрошедшим обучение и непопавшим в этот пул сотрудникам прессы выставят ограничение на работу.
Читайте также: Казахстанские журналисты готовы митинговать за свои права из-за закона о СМИ