Куда податься Казахстану: одно государство с Россией или военный союз с Турцией

29 мая Реджеп Тайип Эрдоган одержал непростую победу на президентских выборах в Турции и еще на пять лет останется у руля своей страны. Турция – один из важнейших стратегических и экономических партнеров Казахстана. Эрдоган многие годы выстраивал диалог с нашими президентами о сотрудничестве, в том числе о военном альянсе. Речь идет, конечно, о нашумевшей идее создания «Великого Турана» — политического и военного объединения тюркских государств под эгидой Турции. За день до победы Эрдогана, президент Беларуси Александр Лукашенко сделал шокирующее предложение для Казахстана — вступить в союзное государство с Россией с общим ядерным оружием на троих. Какой политики в вопросе военных союзов будет придерживаться Токаев — разбирался Press.kz вместе с экспертами.

Куда податься Казахстану: одно государство с Россией или военный союз с Турцией
Фото:

Отношения с Турцией

Казахстанско-турецкие отношения можно назвать крепкими и динамично развивающимися. Турция стала одним из первых государств, которая 16 декабря 1991 года признала независимость Казахстана. В 1992 году между ними установились дипломатические отношения и в октябре 1992 года в Анкаре открылось посольство Казахстана.

Президенты обеих стран регулярно совершают визиты друг к другу. Так, с 1991 года Нурсултан Назарбаев посетил Турцию с государственными, официальными, рабочими визитами 24 раза. А действующие президенты Турецкой Республики приезжали в Казахстан 15 раз. Вообще, отношения бывшего президента Казахстана с Турцией особенно теплые. Например, в прошлом году, после январских событий, которые сокрушительно ударили по репутации Назарбаева и его семьи, отдыхать он поехал именно в Турцию. Злые языки утверждали, что первый президент проводил там встречи с иностранными официальными лицами и бизнесменами с целью восстановления политического влияния и положения в обществе, однако его личный секретарь Айдос Укибай назвал это вбросами.

Турция также является одним из наиболее приоритетных торгово-экономических партнеров Казахстана. Товарооборот между Казахстаном и Турцией вырос на 33% и превысил 4,1 миллиарда долларов в 2021 году. Экспорт из Казахстана в Турцию за 2021 год вырос на 39% и составил около трех миллиардов долларов, импорт в Казахстан из Турции за 2021 год вырос на 20,5% и составил 1,1 миллиарда долларов.

Через страны Казахстана и Турции проходит важнейший международный транспортный коридор — Транскаспийский. По данному маршруту осуществляются контейнерные перевозки, задействован железнодорожный и морской транспорт (по акватории Каспийского моря). В прошлом году, на фоне наложения санкций на Россию, особенно остро встал вопрос о перевозках грузов в обход традиционного пути — через Россию. Транскаспийский маршрут стратегически важен для Казахстана с точки зрения экономической безопасности, поскольку он не имеет выхода к открытому морю. Поэтому с начала войны в Украине Казахстан начал усиленно работать над реализацией потенциала Транскаспийского маршрута. В 2022 году объем грузоперевозок увеличился в 2,5 раза и достиг 1,5 миллиона тонн. При этом экспорт казахстанских грузов увеличился в 6,5 раза в сравнении с 2021 годом и составил 891 тысячу тонн.

«Великий Туран»

Казахстан состоит вместе с Турцией в Организации тюркских государств, ранее носившей название Тюркский совет. Организация тюркских государств является межправительственной организацией, объединяющей независимые тюркские страны: Азербайджан, Казахстан, Кыргызстан, Турцию и Узбекистан. Она была основана 3 октября 2009 года в Нахчыване. Генеральный секретариат находится в Стамбуле. В рамках этого союза было предложено создание военно-политического блока всех тюркских стран под эгидой Турции под названием «Великий Туран». Создание подобного военного союза вызывает определенные опасения в России. Экспертное сообщество и даже российские научные круги считают, что «Великий Туран» – не фантазии, а реальный проект Эрдогана».

Это очень серьезный вопрос. Очень серьезный вызов для безопасности, прежде всего, нашей страны. И даже несмотря на то, что сейчас существует украинская проблема, нужно очень серьезно задуматься относительно тюркских регионов России. Речь о Татарстане, Башкортостане, Кавказе и так далее. Это все тоже входит в зону интересов вот этого тюркского каганата под предводительством Турции. Профильным специалистам и спецслужбам надо очень внимательно на это смотреть, — считает эксперт Российского военно-исторического общества Никита Буранов.

Аналогичного мнения придерживается большинство российских экспертов, что можно наблюдать на различных онлайн-платформах.

Сразу после саммита Организации тюркских государств (ОТГ), прошедшего в ноябре 2022 года, в Турции провели маневры с военными стран ОТГ. В последнее время Анкара все активнее сотрудничает со среднеазиатскими республиками — поставляет им вооружение и боеприпасы, проводит совместные учения. Как пишет российское издание «Известия», Анкара продолжает активно наращивать военное сотрудничество с Астаной. Она получила турецкое оружие и подписала с Анкарой контракт на производство турецких беспилотников ANKA.

Российские эксперты называют идею «Великого Турана» националистической идеологией, что возникла на закате Османской империи.

Между Турцией и странами центральноазиатских государств идет сотрудничество на уровне силовых ведомств, разведки, штабов. Проходит обучение офицеров из всех тюркоязычных республик, включая членов ОДКБ. В первую очередь, речь идет о Казахстане. Сама идея создания «армии Турана» в течение многих лет культивируется. Но пока бывшие сограждане из стран бывшего Советского Союза на эту идею не соглашаются, — отмечает в разговоре с «Известиями» ведущий научный сотрудник Института мировой экономики и международных отношений РАН Виктор Надеин-Раевский.

Какой прок Казахстану вступать в подобные военные союзы? Очевидно, что нашей стране не хватает вооружения и неразумно, с точки зрения национальной безопасности, приобретать вооружение только у северного соседа. Также как нельзя рассчитывать только на него в случае военного конфликта, ведь именно он может стать агрессором по отношению к нам. Многовекторная политика, сотрудничество со странами, находящимися в конфликте друг с другом в данном вопросе кажется максимально оправданным.

Мнения наших экспертов

Казахстанские политологи сходятся во мнении, что победа Эрдогана была довольно предсказуемой. Самат Нуртаза считает, что свою роль в победе на президентских выборах сыграло то, что Эрдоган в свое время впустил на территорию страны беженцев из Сирии, которые, получив гражданство, «отблагодарили» его подобным образом.

Для меня его победа не стала сюрпризом, потому что большая часть турецкого общества традиционно религиозна — на этом фундаменте он и стоит. Поэтому я считаю, что это ожидаемая победа. Людей, поддерживающих прозападное направление, немало, но в целом, основную роль сыграли именно сирийские беженцы, которых миллионами запустили по приказу или заданию Эрдогана, и получив турецкое гражданство, они отблагодарили Эрдогана на выборах, — утверждает политолог.

Политолог Ислам Кураев уверен, что недовольство результатами выборов – абсолютно нормальное явление для общества, в особенности для Турции, которая зарекомендовала себя как страна с сильной демократией.

В более крупных городах Эрдоган и его оппонент шли достаточно близко друг к другу, где-то с небольшим перевесом побеждал его противник, но это все не помогло. Надо понимать, что недовольство есть везде. За Эрдогана проголосовали свыше 51%, а это значит, что оставшийся процент населения, так или иначе не одобряет его политику. Это нормально, в Турции сильная демократия, — поделился мнением Кураев.

Ислам Кураев говорит, что сотрудничество Турции и Казахстана особенно возросло в последние годы. Турецкие инвесторы приезжают сюда и открывают свой бизнес, вливают деньги в наше развитие. По мнению эксперта, в сложившейся непростой ситуации, Турция является сильным и нужным для нас альтернативным союзником.

Казахстан и Турция активно сотрудничают между собой практически во всех сферах. Сейчас сложилась хорошая тенденция, у нас тесные взаимосвязи в разных сферах, в том числе и в военной. Стоит вопрос некой политической интеграции, политическом сотрудничестве, всесторонней поддержке друг друга на международной арене. В рамках организации Тюркских государств это дает хорошую перспективу для дальнейшего сотрудничества, особенно с учетом напряженной политической ситуации в мире. Казахстан находится в сложном геополитическом положении, но в тоже время выгодном для себя. В дальнейшем случае альтернативный игрок, союзник, тем более достаточно перспективный игрок, нам точно не помешает, — уверяет эксперт.

Самат Нуртаза не представляет возможным вступление Казахстана в военный союз с Турцией.

В военные союзы с Турцией мы вступать не можем в связи с реальной геополитической ситуацией, у нас нет границы с Турцией, возможны только культурные, социальные, образовательные связи, торговля, туризм и так далее, — говорит он.

При этом эксперт признает, что многие в нашем обществе поддерживают идею объединения тюркских стран в «Великий Туран».

Что касается «Великого Турана», этого многим хочется. Многие в нашем обществе готовы проголосовать за него, но реальная ситуация такова, что на данный момент наше государство не то чтобы не готово, ему это особо не надо. У нас есть гарантии от мировых держав, у нас нет ядерного оружия, у нас есть договор о вечном мире, поддержка от всех лидирующих стран мира, поэтому я думаю, что возможны только культурно-образовательные связи, — считает Нуртаза.

Политолог уверен, что следует оценивать риски и больше внимания уделять культуре, спорту и образованию, чем политике.

Ислам Кураев считает, что в данный момент идея «Великого Турана», армии Турана больше походит на фэнтэзи-сценарий. Политолог уверен, что в перспективе идея вполне реальна, но сейчас нужно понимать, что Турция не настолько продвинулась в развитии и как член НАТО получает оттуда основную часть технологий.

Сейчас ни одна из сторон не готова к подобному шагу, тем более Турция не настолько выросла во всех аспектах, чтобы двигать такие крупные процессы, тем более эта страна — член НАТО, откуда получает основную часть технологий и тому подобное. Альтернативный военный блок пока нереализуем, остальные же страны не дотягивают даже до 20% военного потенциала Турции. Надо быть реалистами и рассматривать подобного рода вопросы в будущем. В перспективе это вполне реальный сценарий. Нужно понимать, что это помощь от НАТО, что таким образом мы становимся союзником НАТО, необходимо гарантировать себе определенного рода защиту, — рассказал Кураев.

Касательно внезапного предложения президента Беларуси о вступлении в тройственный ядерный союз с Россией, Кураев высказался однозначно.

Мы должны понимать, что на сегодня вступить в ядерный союз с Россией и Беларусью — это подписать себе смертный приговор, следует воздержаться от этого. Не стоит присоединяться к двум, в данный момент, нежелательным государствам. Мы в таком случае будем иметь дополнительные проблемы в мировой экономике — на нас наложат санкции, а нам это не надо, — высказался эксперт.

К слову, президент Касым-Жомарт Токаев от подобного предложения Лукашенко отшутился в духе прожженного дипломата. Он заявил, что «по достоинству оценил шутку» белорусского лидера. 

По противопоставлению союза с Россией — союз с Турцией, Кураев выразил мнение, что в данный момент в мире наблюдается тенденция по сокращению и отказу от ядерного оружия, тогда как пророссийская сторона предлагает вступить именно в ядерный союз.

Относительно вопроса Турции и насколько эти союзы друг от друга отличаются – как минимум сейчас развитие ядерной отрасли остается под вопросом, и в данный момент наоборот идет сокращение количество ядерных боеголовок, чтобы обезопасить мир. С другой стороны, Турция сама является членом НАТО, в распоряжении которых находится значительный арсенал ядерного оружия стран членов-НАТО, — говорит политолог.

Ранее в Казахстане активно обсуждали безвизовый режим между Казахстаном и Китаем. Многие эксперты пришли к мнению, что китайская экспансия —  это угроза для независимости Казахстана.