Мать Куандыка Бишимбаева — Альмира Бишимбаева в качестве защитника впервые выступила в зале суда и попросила понять ее, не ущемлять конституционные права ее сына и приобщить к материалам уголовного дела экспертизы российских специалистов о причинах смерти Салтанат Нукеновой, передает Press.kz.
15 апреля адвокатами Куандыка Бишимбаева, обвиняемого в убийстве с особой жестокостью своей супруги Салтанат Нукеновой, было заявлено ходатайство о приобщении к делу заключения казахстанского специалиста Тилемисова от 2 апреля 2024 года о причинах смерти Салтанат Нукеновой. Сегодня, 16 апреля, сторона обвинения в лице прокурора Айжан Аймагановой выступила против этого документа.
В приобщении, а также в дальнейшем его исследовании, мы возражаем. Посколько процедура данного исследования нарушена, идет вразрез нормам УПК. Так, статьей 80 УПК предусмотрено, что специалист не вправе вести переговоры с участниками процесса по вопросам, связанным с проведением исследования, без ведома органа ведущего уголовный процесс. В нашем случае, без ведома суда. Ни суд, ни участники процесса не были уведомлены о проведении исследования… Специалистом Тилемисовым были исследованы не все материалы уголовного дела. Более того, стороной защиты были предоставлены сканированные материалы дела. Обоснованность выводов вызывает сомнения. Выводы заключения, которые предоставила сторона защита, диаметрально противоречат заключениям специалистов по городам Астане и Алматы, — заявила прокурор Аймаганова.
Далее прокурор Айжан Аймаганова заявила ходатайство о признании недопустимым исследования заключений специалистов из Москвы. Основаниями послужило то, что граждане РФ, проводя исследования и выдавая заключения на территории своего государства, не могут нести ответственность за дачу заведомо ложного заключения по статье 420 УК РК. Данные специалисты — физлица другого государства, которые вышли за рамки своих компетенций.
Сторону обвинения поддержал адвокат стороны потерпевших — Игорь Вранчев, заявив, что московские специалисты, выдав заключение, не обосновали его ни научно, ни практично, ни методично, и даже не поставили ссылки на источники. Соответственно, по его мнению, данные выводы не могут быть рассмотрены.
Касательно заключения Тилемисова (казахстанского специалиста — прим. ред.). Хочу обратить внимание, что в ряде случаев один вывод специалиста противоречит другому выводу. Есть определенные вопросы, в частности получения определенных травм с высоты падения собственного роста. Он не соглашается с выводом эксперта, который пишет, что это невозможно и описывает, мотивирует. Однако чуть ниже отвечает на вопрос, что да, согласен с мнением эксперта, что причинение подобных травм с высоты падения невозможно. То есть выводы специалистов противоречат друг другу, — заявил Вранчев.
Брат Салтанат Нукеновой — Айтбек Амангельды обратился к суду и попросил при рассмотрении заключения специалистов, которые были предоставлены адвокатом стороны защиты Лейлой Рамазановой, учесть тот факт, что документы выглядят как сфальсифицированные, нарушен УПК. Он также попросил суд в рамках своих полномочий вынести частное постановление в отношение защитника Рамазановой.
Адвокат стороны защиты Бишимбаева — Назкен Кусаинова, говоря о специалистах из Москвы, проигнорировала речь Вранчева и все равно назвала их экспертами. Она также отметила, что они являются судебными экспертами, которые работают в государственном учреждении и проводили данное исследование на основании ее адвокатского запроса. По доводу прокурора о том, что граждане РФ не могут нести уголовную ответстность в Казахстане, она заявила, что на основе международной конвенции, граждане каждой из договаривающихся сторон, в данном случае Республика Казахстан, имеет право обращаться в суды, прокуратуры, иные учреждения.
После этого впервые выступила в качестве защитника мать Куандыка Бишимбаева — Альмира Бишимбаева, которая отметила, что нарушаются конституционные права ее сына.
Уважаемый суд, уважаемые присяжные, я вот сейчас слушаю, я, конечно, не юрист, может, я не так выражаюсь. Но считаю, что если здесь вы не примите нашу экспертизу — московскую, не экспертизу, а заключение, то я считаю, что конституционные права моего сына — что он должен защищаться, и предоставлять свои доводы для защиты, они будут ущемлены. Поэтому прошу вас, суд, прошу вас, прокуроры, присяжные, потерпевшая сторона, понять меня как мать, я вот от всего сердца говорю, — сказала Альмира Бишимбаева.
Судья Айжан Кульбаева, выслушав все стороны заявила, что для того, чтобы признать, оценить заключения, имеющиеся в материалах уголовного дела, необходимо, чтобы это доказательство было оценено с точки зрения относимости, допустимости, достоверности. Что это значит? По мнению судьи, заключения специалиста необходимо исследовать, а уже потом решать вопрос, допустимо ли данное доказательство, достоверно ли изложены сведения в этом документе. Поэтому она предложила стороне защите огласить заключение специалистов из Москвы.
Напомним, 10 апреля было заявлено, что суд рассмотрит заключение российского эксперта по делу Бишимбаева.