Почему новый Строительный кодекс нужно отправить на доработку. Мнение эксперта

Более двух тысяч профессиональных экспертов в сфере строительства по всему Казахстану могут лишиться работы. Министерство промышленности и строительства РК предлагает полностью ликвидировать частную экспертизу, монополизировав ее в государственную. К чему это приведет и какие альтернативные решения предлагают специалисты, читайте на Press.kz.

Почему новый Строительный кодекс нужно отправить на доработку. Мнение эксперта
Фото:

Председатель правления Палаты экспертных организаций Бирлик Ережепов в беседе с корреспондентом Press.kz рассказал, что в 2015 году была утверждена государственная программа согласно которой в конкурентную среду передано 80% объемов экспертных работ в сфере экспертизы проектов строительства.  В 2016 году была создана Палата, в которую сегодня входят уже 213 экспертных организаций. Основная ее цель — это развитие сферы независимой негосударственной системы экспертизы, повышение эффективности экспертизы проектов.

Меня и моих коллег экспертное сообщество попросило организовать работу Палаты с целью создания эффективного института негосударственной экспертизы. Мы создали, разработали и внедрили стандарты и правила для проведения экспертизы, написали методические пособия для экспертов и постоянно обучаем их, в том числе за границей. К этой работе привлекли квалифицированных специалистов, имеющих многолетний опыт работы. Мы также были первыми в СНГ, кто разработал и внедрил собственную информационную систему для оценки проектов в строительстве. Однако все наши усилия по развитию негосударственной экспертизы могут быть напрасными, – поделился Бирлик Ережепов.

Сейчас в Палате состоят 1 300 экспертов. Всего две тысячи специалистов разного профиля, вместе с юристами, программистами, техническими специалистами, бухгалтерами и т. д. Ликвидация негосударственной экспертизы приведет к тому, что все организации закроются, а специалисты будут вынуждены искать новую работу. Кроме того, данное решение может нанести и серьезный материальный ущерб организациям.

Как я уже сказал ранее, Палата единственная в строительной отрасли Казахстана разработала за счет собственных средств свою информационную систему для проведения экспертизы проектов. На это было затрачено более 155 миллионов тенге. Кто это компенсирует? Компенсировать согласно законодательства должно государство, а Министерство промышленности и строительства этот вопрос даже не поднимало и не рассматривает. Помимо этого, в течение почти восьми лет, экспертные  организации покупали современное программное обеспечение, покупали оргтехнику, специальное оборудование, техническую и нормативную литературу, строили офисы. Все это нужно будет списывать. Бюрократический подход «хочу передам экспертизу, а захочу отберу» — это очень плохой сигнал для рынка. Специалисты сильно задумаются, стоит ли верить МПС в следующий раз. Я бы еще понял, если бы госэкспертиза давала лучшее качество работ, но ведь этого нет, — ответил он. 

Также Ережепов напомнил разработчикам Строительного кодекса, что в феврале 2022 года президент РК Касым-Жомарт Токаев дал поручение госорганам демонополизировать строительную отрасль и поддержать малый и средний бизнес. В настоящее время экспертиза технически несложных проектов относится к компетенции частных экспертных организаций, на долю которых приходится 80% всего объема экспертных работ. Остальные 20% проводит госэкспертиза — это уникальные проекты, ПО и проекты имеющие стратегическую важность и техническую сложность, которые содержат угрозу возникновения техногенных и экологических бедствий с нанесением вреда здоровью и жизни человека. По инициативе МПС норма статьи 118 нового Строительного кодекса предусматривает передачу всех объемов экспертных работ из негосударственной экспертизы в госмонополию до 100%. А это прямая ликвидация экспертных организаций.

Все это свидетельствует о том, что у государственного органа нет последовательности и нет четкого понимания реформирования строительной отрасли. Отсутствует комплексная отраслевая  программа, концепция развития,  которую не могут разработать уже в течение 20 лет. У нас ведь прекрасно работают палаты нотариусов, адвокатов, палаты судебных экспертов и т. д. К чему приведут действия госоргана? Снова к монополии в сфере государственной экспертизы. А это и было основной причиной создания конкурентной среды и негосударственного рынка экспертизы, — отметил глава Палаты. 

Между тем в Министерстве промышленности и строительства ранее отметили, что с момента передачи экспертизы проектов строительства в конкурентную среду, частными экспертными организациями допускаются различные нарушения. Палата экспертных организаций не отрицает, что в сфере негосударственной экспертизы имеются нарушения и постоянно, как они утверждают, дают свои конкретные предложения по наведению порядка, однако большая часть их не принята госорганом. Кроме того, значительную долю ошибок допускают более 80 экспертных организаций, незаконно осуществлявших экспертизу проектов без членства в Палате.             

Уполномоченный орган давал им разрешение на работу, проигнорировав требования Закона о запрещении работы экспертным организациям без членства в Палате, не контролируя их деятельность, а их ошибки он приписывает всему институту негосударственной экспертизы. Экспертное сообщество требует от государственного органа применения ко всем нарушителям мер лишения  аккредитации, лишения аттестатов. Однако за эти почти восемь лет можно по пальцам пересчитать, сколько организаций лишил аккредитации госорган, — заявил Бирлик Ережепов. 

Ережепов напомнил министерству, что за некачественную деятельность экспертных организаций и аттестованных экспертов ответственность несет сам уполномоченный госорган в лице МПС и государственный архитектурно-строительный контроль (ГАСК). МПС, по его словам, проводит аккредитацию экспертных организаций, ведет реестр аттестованных экспертов. Аттестацию экспертов проводят органы ГАСК местных исполнительных органов. Контроль за деятельностью проектных и аккредитованных экспертных организаций возложен на МПС и ГАСК. Кто им мешает навести порядок, задают вопрос эксперты.

Палата не имеет законодательных функций и полномочий по контролю за деятельностью аккредитованных экспертных организаций. Существующие проблемы в экспертизе проектов, как государственной, так и негосударственной, связаны с несовершенством действующей системы аттестации, аккредитации и контроля. Ко всему прочему, расцвел рынок перепродажи лицензий. Сейчас за определенную плату ее можно купить через посредников, которых множество на сайтах. Мы много раз писали и говорили, что нужно установить жесткие требования при аккредитации экспертных организаций. У нас сейчас выдается в электронном формате, можно за 20 минут получить аккредитацию. К тому же, нет конкретных и четких требований. Срок профессиональной деятельности для получения эксперта нужно увеличить до 7-10 лет. Сейчас пять лет. Но после окончания института в течение пяти лет невозможно получить профессиональный опыт и стать экспертом, — заявил глава Палаты. 

В Палате также отметили, что эксперты государственной и негосударственной экспертизы имеют одинаковую квалификацию — аттестат единого образца выдают органы ГАСК. 

Наши специалисты по квалификации одинаковы, что в системе государственной экспертизы, что в системе негосударственной экспертизы. Уровень их одинаковый. Они получают аттестацию в одной системе, проходят аккредитацию, получают единое образование. Больших отличий профессиональных качеств нет. Сказать, что госэксперты не допускают ошибки, такого нет. Ошибки государственной экспертизы указаны в отчетах Высшей аудиторской палаты, контрольно-надзорных органов и многочисленных публикациях СМИ и жалобах населения,  — отметил Бирлик Ережепов.

Он также прокомментировал довод министерства, размещенный на сайте ведомства, о том, что «негосударственные экспертные организации проводят экспертизу в непозволительно короткие сроки». Как выяснилось, в государственных нормативах не указан нижний предел продолжительности экспертизы проектов строительства, а указан только верхний предел: для технически несложных объектов — до 30 рабочих дней.  

Это же нормативное регулирование, которым должен заниматься сам госорган. Мы писали почти восемь лет — четко установите минимальный срок экспертизы – семь дней. Они этого не сделали за восемь лет, а теперь везде пишут, что негосударственная экспертиза выполняется в короткие сроки, — заметил Ережепов. 

Палата неоднократно предлагала госоргану программу реформирования сферы, в соответствии с опытом развитых стран. Данная система позволила бы повысить ответственность специалистов за конечные результаты работы путем обязательного страхования персональной ответственности, внедрения системы непрерывного повышения квалификации, пожизненного лишения допуска к профессиональной деятельности нарушителей законодательства. 

Сами эксперты считают, что проект кодекса не содержит существенных нововведений и в нем отсутствуют нормы по кардинальному реформированию строительной отрасли, не учтен опыт развитых стран. Они называют кодекс расширенной версией действующих законодательных актов. 

В этой связи экспертное сообщество обращается к депутатам Мажилиса Парламента РК с просьбой вернуть проект Строительного кодекса разработчикам на доработку с проведением широкого обсуждения его норм со всеми заинтересованными участниками строительной отрасли и общественностью.

Ранее стало известно, что ГАСК в Казахстане впервые наделят правом на «меры экстренного реагирования».