Последнее время наблюдается общемировая тенденция нападения на школы, так называемый скулшу́тинг, который довольно часто перерастает в массовые убийства. Как правило, огнестрельное оружие для совершения атак применяется в странах, где закон разрешает хранить и носить оружие, например в США. В государствах, где приобрести огнестрельное оружие намного сложнее, нападавшие обычно используют холодное оружие, как, например, это произошло в середине февраля в Казахстане. В материале Press.kz осветит самые кровавые события в школах Казахстана и мира.
Кровавые трагедии в Казахстане
13 февраля 2023 года навсегда запомнится кровавой трагедией в жизни казахстанцев. В этот день учащийся 9 класса средней школы №4 города Петропавловск принес в рюкзаке не тетради и учебники, а топор и острый нож. Еще до первого звонка на урок произошло страшное – девятиклассник с топором напал на троих детей — одну девочку и двух мальчиков. Двое учеников были доставлены в реанимацию, третьему было назначено амбулаторное лечение. Известно, что нападавший нанес удары топором по голове. Подросток взят под стражу.
Люди по сей день задаются вопросом, как такая страшная ситуация могла произойти в наше время? Страну охватила паника, родители боятся отдавать детей в школу «на убой». Это кровавое происшествие вскрыло серьезную проблему наших школ – далеко не все учебные заведения оснащены охранными турникетами и металлоискателями. Из 7,6 тысяч школ страны в более 3,2 тысяч нет систем лицензированной охраны. Конкретно в средней школе №4 города Петропавловск школу охраняла пенсионерка. Лишь после произошедшей трагедии в Министерстве просвещения решили провести проверки безопасности во всех школах Казахстана.
Еще одна проблема нашего общества — это нетерпимость к «особенным» детям. В СМИ почти сразу опубликовали информацию о том, что нападавший со школы №4 находился на психиатрическом учете с диагнозом «депрессия». Общественность тут же начала сыпать оскорблениями в адрес участников инклюзивного образования и обобщать всех детей с психическими и интеллектуальными особенностями. Руководитель ОО «Мой ребенок» города Петропавловск (общественное объединение, помогающее семьям, воспитывающих детей с расстройством аутического спектора) в открытом сообщении на официальном аккаунте призвала органы прокуратуры расценивать данные комментарии по оскорблению и дискриминации детей с инвалидность наравне с национальной и расовой дискриминацией.
Взброс в социальные сети о том, что ребенок был на учете в ЦПЗ (центр психического здоровья)– резко перерос в негативные и уничижительные комментарии в отношении всех участников инклюзивного образования. Привело к полному обобщению всех детей с ООП (особыми образовательными потребностями). Были применены реплики, направленные на дискриминацию таких детей. Слишком много людей посчитали своим долгом написать гадость о таких детях, не разобравшись, не получив достоверную информацию. Когда дети без диагноза избивают сверстника, снимают это на камеру, выкладывают в интернет – это частный случай, а если что-то делает ребенок с отклонениями от нормы – это системная ошибка инклюзии, — негодует она.
К сожалению, даже для Казахстана это далеко не единичный случай нападения в школах. Например, в апреле 2014 года в городе Астана школьник убил одноклассника шариковой ручкой. Инцидент произошел во время урока истории в 8 классе 76-ой школы-лицея. У подростков возник конфликт, в результате которого один ударил второго авторучкой в грудь. Пострадавший скончался на месте. В январе 2015 года на юге Казахстана, в одной из школ города Шардара произошел конфликт между старшеклассниками, в результате которого был зарезан один из участников конфликта.
Первая ссора у Асана с десятиклассником произошла после первого урока. Затем на перемене после второго, в 10:35, его ожидали трое, среди них был и Алпамыс Тажибай. Когда Асан увидел всех троих, ему пришла в голову мысль об убийстве. Он вытащил из кармана перочинный нож и хотел ударить Жаксылыка в правую ногу, но замахнулся и ударил 16-летнего Алпамыса Тажибая прямо в сердце. Алихан Асан обвиняется в убийстве по статье 99, пунктам 2 и 14 УК РК, — говорит Мурат Ибраев, старший прокурор управления по надзору за законностью судебных актов и представительства интересов государства по уголовным делам прокуратуры ЮКО.
Нельзя также не вспомнить инцидент, произошедший не так давно, в 2021 году в городе Тараз. Он произошел не в стенах школы, однако очень сильно взбудоражил общественность, поскольку во время нападения пострадали школьники и было применено огнестрельное оружие. Инцидент произошел в дачном массиве Шолдала, между подростками произошла ссора, которая переросла в стрельбу. Известно, что в ней принимали участие как школьники, так и студенты колледжа. Выстрелы были произведены из дробовика.
Убийства в стенах школы в мире
Нападения в школах приобретают массовый характер, сравнимый с актами терроризма. Чаще всего такие инциденты происходят в странах, где закон разрешает носить оружие. Настоящим символом скулшутинга в общественном сознании закрепился случай, произошедший в 1999 году в школе «Колумбайн», штат Колорадо, США. Двое учеников старших классов напали на сверстников и персонал школы, используя стрелковое оружие и самодельные взрывные устройства. В результате было убито 13 человек, ранено еще 23 человека. По итогу убийцы застрелились сами.
Эта трагедия не является самой крупной стрельбой в учебных заведениях США и даже не является первой, однако именно после этого случая образовалась интернет-субкультура колумбайнеров. Люди в интернете, преимущественно дети, обсуждают Харриса и Клиболда на форумах, создают определенный контент для колумбайн-сообществ. Именно случай в школе «Колумбайн» побудил многих несовершеннолетних преступников повторить поступок Харриса и Клиболда.
Так, например, в соседней с нами России, 17 октября 2018 года произошло массовое убийство в Керченском политехническом колледже. В результате взрыва и стрельбы погиб 21 человек из числа учащихся и персонала учебного заведения, включая предполагаемого нападавшего, пострадали 67 человек. В свое время это было названо крупнейшим по количеству жертв массовым убийством в учебном заведении в новейшей истории Европы. Совершил преступление 18-летний студент колледжа Владислав Росляков. По версии следствия, он заложил взрывное устройство в столовой учебного заведения и открыл стрельбу по учащимся и работникам, после чего сам застрелился. Нападавший практически полностью повторил трагедию, произошедшую в «Колумбайне» в 1999 году.
Из последних громких трагедий в учебных заведениях России нельзя не вспомнить про казанского стрелка. 11 мая 2021 года в гимназию №175 города Казань с огнестрельным оружием в руках вошел выпускник этой школы, 19-летний Ильназ Галявиев, который устроил там массовую стрельбу. В результате нападения погибло 9 человек, из которых 7 детей и 2 сотрудника школы. Также 23 человека с различными ранениями были госпитализированы. Сотрудникам полиции удалось задержать Галявиева.
7 ноября 2007 года Финляндию сотрясло известие о массовом расстреле школьников в лицее города Туусула. Эрик Аувинен открыл огонь по находящимся в здании школы людям. Были убиты шесть учеников, пять парней и одна девушка, директор школы и школьная медсестра. По аналогии с «Колумбайном», нападавший выстрелил себе в голову.
Как несовершеннолетние совершали кровавые расправы во имя сатаны и Гитлера
Самый леденящий душу случай произошел 1 октября 1997 года в маленьком городке Перл, Миссисипи, США. 16-летний Люк Вудхэм совершил своего рода ритуальное массовое убийство. Первой жертвой подростка стала родная мать, он зверски зарезал женщину, когда та еще спала. Затем ученик, вооружившись винтовкой, отправился в школу, где открыл стрельбу и убил двух учеников, при этом ранив еще семерых. Одной из убитых была его бывшая девушка. Это убийство полиция связывает с сатанинским культом «Крот», в который входил нападавший, и которому поставили задачу устроить массовый расстрел в школе. Позднее полиция привлекла к ответственности еще несколько предполагаемых членов сатанинского культа, любителей сатаны и Гитлера. Однако факты говорят о том, что сам Люк был садистом, ранее подросток устроил жестокую казнь своей собаке, залив ей в горло растворитель и отправив несчастное животное на дно реки. Впоследствии он писал в дневнике, что это было потрясающе красиво, а визг его собаки был почти как человеческий.
Однако на этом оккультные убийства в стенах школы в США не закончились. Почти год спустя, 24 марта 1998 года в городе Джонсборо, штате Арканзас, США, 11-летний Эндрю Голден и 13-летний Митчел Джонсон расстреляли 15 человек. Совсем еще юные, но не по годам агрессивные подростки включили пожарную сигнализацию, чтобы открыть огонь по выбегающим из здания людям. Они устроили стрельбу из полуавтоматических винтовок и пистолетов. Были убиты четыре ребенка и 32-летняя учительница Шеннон Райт, заслонившая детей собственным телом. Более 10 человек получили ранения различной степени тяжести. Мотивы устроенной кровавой бойни так и остались непонятными. По основной версии инициатором расстрела стал Митчелл Джонсон, увлекавшийся сатанизмом.
Оставшиеся в живых школьники пребывали в таком шоке, что смогли обсудить подробности трагедии лишь на следующий день. Дети сообщили, что старший из убийц последние несколько месяцев просто бредил оккультизмом, на уроках разрисовывал сатанинской символикой свои учебники и тетрадки. Джонсон говорил одноклассникам, что некий доброжелатель просвещает его в этой области. По предположению следствия, этот неизвестный доброжелатель может быть лидером какой-нибудь сатанинской секты. После нападения на учащихся и персонал школы в Джонсборо связывали случившуюся трагедию с прошлогодним случаем в городе Перл штата Миссисипи, когда 16-летний подросток Люк Вудхем, состоявший в сатанинской секте, убил родную мать, двух девочек и ранил еще семь человек, действуя, по его словам, по наущению дьявола.
История помнит слишком много подобных ужасающих событий в стенах школ. Особенный ужас состоит в том, что подобные кровавые побоища происходят в стенах учебного заведения, где ребенок должен чувствовать себя в безопасности и комфорте. Каковы же причины такого девиантного поведения у подростков? В своем исследовании Rampage school shooters американский психолог Питер Лэнгман выделяет три основных психотипа таких личностей:
При этом на долю настоящих психопатов приходится менее 10% происшествий. Подавляющее большинство случаев совершается людьми, чья психика была либо здорова, либо пошатнулась под воздействием неких негативных внешних факторов. Нельзя забывать про большое количество эпизодов подражаний. Согласно американской статистике, после скулшутинга возрастает риск последующих вооруженных атак на школы в том же или соседнем штате.
Изучение эффектов подражания в данных о школьных перестрелках на государственном уровне помогает нам лучше понять, в какой степени на школьных стрелков влияют предыдущие перестрелки, — сказал автор-корреспондент Карстен Швейкерт, доктор философии, из Университета Хоэнхайма, Германия.
В российском исследовании о массовых убийствах в образовательных учреждениях замечено, что подражание часто упоминается, как один из главных мотивов скулшутеров.
Однако психолог и автор данного исследования Денис Давыдов отмечает, что сам интерес подростка к онлайн-сообществам колумбайнеров это еще не повод бить тревогу.
Обычно они играют с темой смерти, чем- то запретным и страшным. Они ищут адреналин через экстремальные виды спорта или на форумах, где могут обсуждать то, чего боится социум. При увлечении случаями массовой стрельбы в школах это также присутствует. Сами по себе игры подростков в образы, слова, терминологию скулшутинга — это нормальное явление, определенный бунт. Главное здесь — различить реальный риск. Первое время стрелок может быть похож на того, кто просто примкнул к субкультуре, но со временем его поведение начинает отличаться, — уверен психолог.
Так или иначе, психологи выделяют четыре основных признака скулшутинга:
В настоящее время тема скулшутинга не перестает быть одной из самой обсуждаемых в информационном пространстве. Так, каждый год снимают фильмы и сериалы на эту тему. Можно вспомнить скандальный фильм Линна Ремси «Что-то не так с Кевином», «Политех» Дени Вильнева, «Слон» Гас Ван Сента и многие другие. Обычно подобные проекты получают смешанные отзывы, но при этом пристальное внимание и обсуждение со стороны общества, даже тех, кто эти фильмы не смотрел. И действительно, это палка о двух концах, с одной стороны, эти фильмы вроде как показывают весь ужас произошедшего и призваны выступать против подобных трагедий. Но с другой стороны, впечатлительные подростки, посмотрев подобный фильм, могут, напротив, заинтересоваться и даже вдохновиться этим. Однако можем ли мы осуждать и запрещать создателям снимать подобные проекты? Неверно истолкованным, особенно молодым неокрепшим умом, может быть абсолютно все, что угодно. Также нельзя забывать про врожденный садизм, про склонных к девиантному поведению. В таких случаях фильм, литературное произведение либо даже видеоигра могли послужить лишь катализатором к совершению подростком противоправных действий.
Можно ли как-то предупредить трагедию? Можно постараться. В каждой школе обязательно должны быть компетентные психологи, которые будут отслеживать состояние как детей, так и учителей. Работа над этим уже ведется министерством просвещения. С малых лет в ребенке следует воспитывать неприятие к травле окружающих его людей. Родителям же, за которыми была замечена агрессия в отношении к своим детям, следует вводить строгие наказания, вплоть до лишения родительских прав и свободы.
Каждому из нас следует внимательнее приглядываться к окружающим нас людям, стараться отслеживать изменения в поведении и резкой смене настроения, постараться отследить наступление депрессии. Ведь возможно именно вы сможете протянуть руку помощи, в которой так нуждается ребенок.