Алихан Смаилов на заседании Правительства заявил, что повышение предельных цен на бензин и дизельное топливо является вынужденной мерой и тяжелым решением. 3 апреля исполняющий обязанности министра энергетики анонсировал повышение цен на топливо путем размещения соответствующего приказа. Станет ли дороже жизнь казахстанцев по мнению кабмина и экспертов, читайте в материале press.kz.
На брифинге в службе центральных коммуникаций (далее — СЦК) бывший министр сообщил, что отныне предельная цена на бензин марки АИ-92, 93 достигнет 205 тенге за литр, а предельная цена дизельного топлива – 295 тенге. В связи с этим логично предположить повышение цен практически на все товары и услуги, начиная с цен на такси и заканчивая ценой за булку хлеба. Цены горюче-смазочных материалов (далее — ГСМ) напрямую касаются логистики, сельхозтехники и оборудования. Однако наше Министерство торговли настроено куда более позитивно. Вице-премьер – министр торговли и интеграции Серик Жумангарин в кулуарах правительства во вторник заявил, что нет причин для беспокойства по поводу скачка цен на продукты питания. Жумангарин уверен, что населению надо готовиться к тому, что цены на сегодняшний день стабильные. Вице-министр уверен, что в этом заслуга их запасливого министерства.
Я не вижу оснований, чтобы мы резко рванули вверх. Главным образом не потому, что стоимость выросла, а потому, что мы в 2022 году сделали достаточно хорошие запасы. За март рост инфляции составил в первую неделю 0,1%, во вторую неделю на 0,1%, третью неделю на 0%, четвертую 0,1%. Годовая инфляция впервые с декабря 2021 года упала. Мы ожидаем дальнейшего снижения. Те меры, которые мы предприняли, были прошлогодние, а работать начали только в этом году. Мы будем больше делать форвардного закупа, т.е. закупа товара у производителя, меньше делать оборотных схем – когда ты покупаешь текущие вещи, то есть у трейдеров покупаешь продукцию, это погоня за нынешними ценами, а надо остановить товар на уровне прежней цены, — рассказал вице-министр в кулуарах.
При этом на вопрос о прогнозируемом повышении цен на продукты питания, чиновник привел конкретные цифры.
Возьмем, к примеру, яйца и куриное мясо – это 2%, сахар – 5%, подсолнечное масло при повышении дизельного топлива на 25% подорожает на 2,4%. То есть при цене 700 тенге за бутылку масла, это где-то тенге 17-15. Большинство крупных производителей, которые производят у нас в стране, от которых мы зависим – СЗТП, они не работают ни на каком из топлива, ни на каком нефтепродукте. Они работают на газе. Газ пока не дорожает. Поэтому я не думаю, что будет сильное давление на стоимость продуктов от стоимости дизтоплива, главным образом еще и потому, что на весенне-полевые работы мы уже выделили 413 000 тонн дизтоплива по удешевленной цене 204 тенге за литр и эта цена не меняется, — ответил он.
Экономист Арман Байганов ожидает повышение цен абсолютно на все виды товаров и услуг. По его словам, в любой отрасли, так или иначе используется ГСМ, будь то логистика или непосредственное производство товара.
Бензин используется практически для всех отраслей, например, тот же хлеб, сыр – для их производства в сельском хозяйстве используется дизтопливо. Такси, пассажирские перевозки, вся логистика – это влияет абсолютно на все. Исходя из этого, следует ожидать рост на стоимость и повышение инфляции, — сказал эксперт.
Бывший министр энергетики в своем выступлении на брифинге в СЦК уверен, что проблем с повышением цен на товары быть не должно, поскольку повышение цены, по мнению министра, незначительное и нужно всего-то контролировать рост цен на товары.
Во-первых, мы же не в два раза поднимаем. Мы поднимаем на 11 % по бензину и около 20% по дизтопливу. Но вклад в рост цены товаров самого ГСМ, мне кажется, достаточно сильно преувеличен на самом деле. По статистике в 2021 и 2022 году не менялись цены на топливо, тогда как другие товары жили своей жизнью. Поэтому я не думаю, что это будет какой-то значительный рост. Другой вопрос – его надо контролировать просто. Конечно, какой-то определенный рост будет. Но я думаю, это все будет происходить в пределах заложенной плановой инфляции. Доля вклада в общую инфляцию, не думаю, что будет такая большая, — считает Болат Акчулаков.
Также Болат Акчулаков уверен, что повышение цен на топливо стабилизирует внутренний рынок ГСМ и дешевое казахстанское топливо перестанут вывозить из страны.
Маржа от перепродажи казахстанского дизтоплива за границу составляет от 50% до 120% и более, суммарно доходит до 140 млн долларов в год, — рассказал он.
Премьер-министр в кулуарах также оправдал повышение цен на ГСМ его «утечкой» в соседние страны, и, как следствие, нехваткой топлива в самой стране.
Это связано с ростом объемов вывоза ГСМ в соседние страны транзитным транспортом и в виде «серого» экспорта. При том, что реальное потребление в основных отраслях экономики республики практически не изменилось. Мы постоянно сталкиваемся с рисками нехватки ГСМ. Основным фактором вывоза и дефицита являются низкие цены на ГСМ в Казахстане. К примеру, в России дизель стоит дороже на 45%, в Кыргызстане – на 64%, в Узбекистане – в 2 раза. В итоге дешевое топливо различными путями перетекает в соседние страны. Наше дешевое топливо работает на экономики соседних стран в ущерб собственным национальным интересам. Поэтому для стабилизации ситуации на рынке ГСМ необходимо снизить ценовую разницу. Это позволит уменьшить отток нефтепродуктов из страны и обеспечить потребности рынка. Иного пути у нас нет, — сказал премьер-министр.
Арман Байганов согласен с тем, что повышение тарифа было необходимостью, однако он не уверен, что нынешнее повышение тарифа поможет сократить отток топлива за границу по «серым» схемам.
Насчет повышения тарифа – это вынужденная мера, потому что у нас легальными и нелегальными методами отток идет в соседние страны, у нас очень большая разница в цене на ГСМ с той же Россией, Узбекистаном. Исходя из этого, было выгодно перекупщикам перевозить топливо из Казахстана в Россию. Это создает автоматический дефицит топлива в Казахстане, особенно учитывая большой рынок в России, а также в Кыргызстане. Нельзя также забывать про коррупционную составляющую, сколько топлива перевозилось через таможню «серыми» схемами. Низкие цены можно было удержать, если бы мы могли удержать отток топлива за границу, контролировать этот процесс от и до. Но всегда есть обходные пути. При этом отмечается рост инфляции, особенно в прошлом и позапрошлом году, но цены на бензин оставались практически на одном месте. Кроме этого, в данный момент выгоднее продавать топливо за рубеж, чем на внутренний рынок. Очень важный момент, что, несмотря на рост инфляции, цены на топливо практически не менялись. Тем не менее, стоимость нашего топлива ниже, чем в России. Если разница с соседними странами у нас будет не более 10%, тогда невыгодно будет вывозить топливо из страны, — поделился мнением Байганов.
Даже если мы поверим в радужные прогнозы Минторговли, при которых скачок цен на продовольственные товары ожидается на уровне 2-5%, повышение цен на ГСМ не остановится на бензине и дизтопливе. Премьер-министр в кулуарах Правительства подтвердил опасения по поводу повышения цены на сжиженный газ.
По сжиженному газу Агентство по защите и развитию конкуренции сейчас смотрит расчеты, и возможно некоторое повышение небольшое, поскольку цена реализации сейчас не покрывает себестоимости производственных расходов, если ситуация дальше будет так продолжаться, то производители просто могут перестать его производить, — сказал премьер.
Премьер-министр также признает влияние повышение цен на ГСМ на инфляцию, но его прогнозы тоже достаточно оптимистичны.
Рост цен на ГСМ окажет определённые влияния на инфляционные процессы. Если рассмотреть на прямое его влияние, то, учитывая долю дизтоплива в потребительской корзине в размере 0,4 и бензина АИ 92 порядка 2%, это в среднем на душу населения, то прямое влияние на общую инфляцию составит 0,35%. Это прямое влияние, но будет еще и опосредованное влияние, учитывая, что дизтопливо и бензин входит в структуру затрат наших производителей, будет определённый мульплитикативный эффект, — уверен он.
Марат Каирленов, кандидат экономических наук, директор «Улагат Консалтинг Групп» опасается всплеска инфляции и понижению уровню жизни граждан.
Влияние, на мой взгляд, будет по двум каналам. Первое — это общее повышение цен, насколько я помню, эконометрические модели показывали, что повышение цены на топливо (бензин) на 1% давало примерно 0,16-0,2% прироста инфляции по стране. Правительство озвучивает, что текущее повышение проводится в рамках необходимости выравнивая цен с соседними странами. Действительно, топливо у нас намного дешевле, чем например, в России или Узбекистане, и разрыв этот в десятки процентов. Поэтому вопрос, насколько будет повышение цен у нас. Очевидно, что сильное повышение приведет к всплеску инфляции и ударит по уровню жизни граждан, — говорит он.
Также эксперт прогнозирует негативное влияние от повышения цен на бизнес. Он полагает, что рост цен на ГСМ в итоге станет сдерживающим фактором для экономики.
Повышение цен на топливо, безусловно, негативно отразится на бизнесе, где есть транспортная составляющая. Это будет увеличивать издержки, а значит выступать сдерживающим фактором для экономики. Теоретически, эти деньги с экономики не уйдут, производители нефтепродуктов также потратят их на выплату зарплат, налогов и т.д., а затем уже государство направит их на выплату пенсий, строительство дорог и так далее. Но мы понимаем, что этот механизм у нас недостаточно эффективен, слишком много теряется из-за коррупции, ввиду неэффективности, и мультипликативный эффект по итогу оказывается не такой большой, — полагает Каирленов.
Похоже, остается смириться с тем, что по кошельку каждого казахстанца, даже не имеющего собственного транспортного средства, ударит повышение цен на ГСМ. Всем придется платить за повышение тарифов на топливо и ожидать дальнейший скачок цен на товары и услуги.