Волонтер обвинил AMANAT в махинациях при раздаче гуманитарной помощи в Костанае

Волонтерство — это работа, добровольная и безвозмездная. Особенно при режиме ЧС. О том, с какими вызовами столкнулись волонтерские движения во время паводков, рассказал костанайский волонтер Добровольного Поисково-Спасательного Отряда «Барс» Денис Гайнутдинов, передает Press.kz.

Фото: https://baigenews.kz/storage/storage/news/2024/04/15/mainphoto/150774/1200xauto_ClQhv03IyAz65edgfVGVbI2Fh1ZxrF6YT5qhRQJM.jpg

— С какими вызовами с начала паводков сталкивались волонтеры и что изменилось сейчас? 

Сначала наш отряд занимался гуманитарной помощью совместно с другими волонтерскими движениями, в частности с «Прометей», «Регион 10». Мы выходили на дежурства, собирали по городу гуманитарную помощь. Это происходит и сейчас. Все необходимое приходится собирать с разных районов.

— Сколько времени на это уходит?

Иногда весь рабочий день. Бывало — сутки напролет. Сейчас у нас больше свободного времени. В первые дни паводков люди сами готовили и несли еду и чай. Раздавали всем желающим. Волонтеры тоже покупали продукты, готовили и везли рабочим. Я сам, когда шел с укрепления дамбы, наткнулся на огромный казан плова, его привёз хозяин местного кафе. Все это раздавали бесплатно.

По словам Дениса Гайнутдинова, помимо организационных моментов волонтеры участвовали в эвакуации жителей, когда дома костанайцев оказались в зоне затопления. Они ходили по домам и просили собственников покинуть их.

— С какими сложностями вы столкнулись при эвакуации? Люди сопротивлялись?

Не все граждане, находящиеся в зоне паводков, хотели покидать свои дома. Их можно понять. Самое неприятное, с чем мы столкнулись — это криминал. Вандалы быстро сориентировались в ситуации. Они сами представлялись волонтерами, выводили людей, проникали в дома, грабили их. После этого у нас были случаи, когда гражданские бросались на нас с кулаками при слове «волонтер». Волонтер из другого отряда даже получил от местных жителей по лицу. Приходилось звонить в полицию и буквально требовать прислать к нам сотрудников, чтобы полицейские сопровождали волонтерские отряды. Чтобы успокоить население наши сопровождающие проводили с ним разъяснительные беседы.

Основная деятельность костанайских волонтеров — это поиск пропавших людей. В основном речь о детях и пожилых людях. Как признался Денис, во время паводков пропавших больше не стало. Были единичные случаи, но людей быстро находили благодаря соцсетям.

— Кто занимается координацией вашей работы?

У нас есть координаторы. Обычно они выходят на связь с вышестоящими ведомствами. К примеру, с акиматами, но чаще они на связи с представителями правоохранительных органов. Не так давно мы начали сотрудничать с ДЧС. Они нас координируют. Говорят, куда отправить людей и для чего.

— У вас случались разногласия с местными ведомствами во время паводков? 

Постоянно. К примеру, на раздаче гуманитарной помощи. Обычно мы собираем списки того, что необходимо пострадавшим. Люди из отряда рассказали мне, что, когда приезжают представители той же партии AMANAT, помощь не всегда доходит до людей пропорционально. Продукты, средства гигиены и бытовую химию раздают по непонятному принципу. Кому-то дают пятилитровую бутылку масла, кому-то литр. В свою очередь мы всегда учитываем количество человек в семьях. Что касается представителей партии, иногда они вообще убирают вещи в отдельные кабинеты и никого туда не пускают.

— Что насчет «вечных» проблем?

Проблема, которая никуда не уходит — это регулярные расходы, которые волонтеры покрывают за свой счет. Весь транспорт, который есть в нашем распоряжении — личный. Ремонтом машины занимается ее владелец, а на бензин мы скидываемся всем отрядом. Все со своего кармана. Помимо этого, нам не хватает помещений для гуманитарной помощи. В Тобыле на время нам выделили недостроенный дом, где мы и храним гуманитарную помощь. Мы рассматриваем еще одно здание, но ему требуется капитальный ремонт. Его мы будет делать тоже за свой счет.

— На что волонтерам пришлось выделить деньги во время паводков?

Когда вода начала прибывать, нужно было укрепить мешками дамбу, но мешков у нас не было. Нам буквально прямо сказали: это ваши проблемы. Мы сами вынуждены были искать мешки. Находить, собирать, докупать. Конечно, потом мешки появились в неограниченном количестве.

— Как акиматы взаимодействовали с волонтерами в этот период?

Когда мы собирали гуманитарную помощь в идеале списки пострадавших должны были предоставить акиматы. Но там «начальник на начальнике». Поэтому мы составляли списки самостоятельно. В ведомстве сами были не в курсе происходящего. Один начальник направлял добровольцев в одну часть города, другой — в противоположную. Из-за этого волонтеры бесцельно передвигались по городу, тратили драгоценное время. Проблема в том, что между вышестоящими органами нет согласованности.

Читайте также: Акимат в ЗКО обвинили в присвоении гуманитарной помощи

До этого мы писали о том, что госорганы не могут определиться, сколько выплачивать пострадавшим от паводков.