Прокурор запросил для журналиста Данияра Адилбекова – 5 лет колонии за посты в Telegram-канале «Дикая Орда», нефтетрейдера Ерлана Саудегерова – 4 года колонии, передает Press.kz.
Обвинение считает, что Адилбеков виновен в заведомо ложном доносе на вице-министра энергетики Ерлана Аккенженова и распространении заведомо ложной информации о журналисте Гульжан Ергалиевой и топ-менеджере столичного аэропорта Юсуфе Альжавдере. Саудегерова считают заказчиком ложного доноса на вице-министра.
Подсудимые свою вину отрицают. Защита настаивает, что действия Адилбекова и Саудегерова следует рассматривать в гражданском порядке, а не в уголовном. Прокурор с этим не согласен.
«Защита будет утверждать, что существует аналогичный состав административного правонарушения — клевета. Однако, уважаемый суд, различие между административным правонарушением и уголовным преступлением заключается в степени тяжести деяния, уровне причиненного вреда и его последствий. Ущерб может быть выражен как в материальном, так и в моральном плане. Если распространение ложных сведений не влечет за собой значительных последствий, это является административным правонарушением. В уголовном праве распространение заведомо ложной информации приводит к более серьезным последствиям, таким как дискредитация человека в глазах общества», — сказал прокурор Данияр Кайдаров.
Читайте также: Адвокат Адилбекова разложил «влиятельные» связи вице-министра Аккенженова
По словам государственного обвинителя, потерпевшие из-за публикаций о них испытали переживания, стресс и эмоциональные страдания.
«Ложные публикации Адильбекова просмотрели десятки тысяч пользователей интернета, вследствие чего Ергалиева подверглась травле со стороны введенных в заблуждение граждан и психологическому давлению, а в отношении Альжавдера, помимо подрыва деловой репутации, изменилось отношение к нему внутри его большой семьи. Все это сказалось на их моральном состоянии», — отметил Кайдаров.
Прения продолжаются.
Журналист Адилбеков недоумевает, почему его обвиняют в заведомо ложном доносе, если он не писал заявление в правоохранительные органы с требованием наказать вице-министра и его никто не предупреждал об уголовной ответственности. Обычно обвинение в ложном доносе предъявляется в ситуациях, когда, например, кто-то ложно обвиняет другого в изнасиловании. Причем даже в таких случаях потерпевшими считаются не те, кого оговорили, а правоохранительные органы, потратившие свои ресурсы впустую.
Адвокаты неоднократно указывали на процессуальные нарушения и подчеркивали, что в деле нет доказательств вины их подзащитных. Следователь Айжан Сартбаева сообщила в суде, что проверки в отношении вице-министра Аккенженова не проводились. Достоверность его слов, по мнению Сартбаевой, гарантирует его же заявление, написанное против Адилбекова.
Подсудимые жаловались на давление со стороны сотрудников Комитета национальной безопасности. По словам Саудегерова, от него требовали дать показания против действующего министра энергетики Алмасадама Саткалиева, якобы по его указке писались посты в «Дикой Орде». В КНБ давление и пытки отрицают. Тем временем столичный департамент Антикоррупционной службы по заявлению Адилбекова начал досудебное расследование по статье 415 «Принуждение к даче показаний» в отношении сотрудников КНБ и МВД.