Алматы город с историей, переживший смену многих акимов. Если одни градоначальники оставили позитивные воспоминания о себе, то другие ассоциируются с текущими проблемами мегаполиса. Редакция Press.kz побеседовала с коренными жителями Алматы и составила топ-10 раздражающих вещей, к которым за годы привыкли все горожане.
Жители города последние 10 лет привыкли видеть то, чем они дышат. Когда-то зеленый Алматы с голубым небом теперь ассоциируется с серой пеленой над городом. Новый символ города отчетливо видно с высоты, особенно в горах или когда летишь над городом. К сожалению, проблема загрязнения воздуха не решается, наоборот, ситуация с каждым годом лишь ухудшается. Как результат: тысячи жителей мегаполиса страдают от аллергии.
Каждый алматинец знает, что всегда нужно иметь в запасе лишний час времени, чтобы успеть на важную встречу или не опоздать на работу. Горожане настолько привыкли к пробкам, что научились отдыхать во время простоя на дорогах. Некоторые не спешат после работы домой, вместо этого идут в кафе, чтобы переждать часы пик. Другие пользуются общественным транспортом, которые пролетают мимо километровых пробок благодаря специальной полосе. Жители центральной части города предпочитают передвигаться пешком или на метро.
Алматинцы уже давно привыкли к подземным толчкам, поскольку за год город может «тряхнуть» по несколько раз. В домах старожилов по привычке есть чемодан на всякий случай, но, слава богу, пока он ни разу не пригодился. Многие жители города часто шутят, что проспали землетрясение или не почувствовали четырехбальные толчки. Однако стоит признать, что трагедия в Турции заставила задуматься горожан.
Последние несколько лет алматинцы привыкли видеть на своих дорогах электросамокаты. Этот мобильный, экологичный, но в то же время опасный для жизни пешеходов транспорт, пользуется успехом среди горожан. После череды несчастных случаев с участием самокатчиков, алматинцы привыкли оглядываться по сторонам, когда идут по тротуару, гуляют по арбату или переходят улицу. К слову, МВД внесло законопроект по ужесточению правил дорожного движения. Согласно документу, электрические самокаты и мопеды меньше 50 кубических сантиметров будут признаны транспортными средствами.
В Алматы проживают более двух миллионов человек. Каждое утро часть из них садятся в общественный транспорт, чтобы добраться до работы. Однако автобусов не хватает, чтобы охватить все большее количество пассажиров, которое растет из года в год. Как результат: люди едут по делам «как селедка в бочке». Если зимой алматинцы страдают просто от давки, то летом часовая поезда до пункта назначения сопровождается отсутствием кислорода.
Читайте также: 10 самых плохих вещей, к которым привыкли астанчане
Проблема социального иждивенчества актуальна для Алматы. Если для одних попрошайничество — способ выживания, то для других – повседневная работа. Последних привлекает в городе мягкий климат, доступность общественных мест и поток туристов. Чаще всего эти люди работают в районе крупных рынков, мечетей и даже в автобусах. Для наживы попрошайки используют детей или собирают милостыню якобы для больных людей.
Алматы находится на сейсмоопасной зоне. Несмотря на это, последние 10 лет южная столица превращается в стеклянные джунгли. Зачастую новые футуристические здания не соответствуют строительным нормам и требованиям современной урбанистики. Транспортная нагрузка, экологические проблемы, нехватка детских садов и школ. Многие жители южной столицы считают, что власти города уродуют Алматы, подвергая варварской реконструкции архитектурные памятники города, например, Дворец Республики. В 2022 году президент страны обратил внимание на точечную застройку в Алматы. Он напомнил властям города, что при застройке необходимо учитывать интересы жителей, а не строительных компаний.
Визитная карточка Алматы — яблоневые сады — это легенда, которую теперь мы рассказываем своим детям. Некогда улицы и парки города, где росли разные сорта яблок, теперь украшают новостройки или бетонные аллеи. Фрукт, ставший символом города, пропал не только из улиц Алматы, но и в предгорьях Заилийского Алатау. В частности, сегодня уничтожено около 70% садов, где выращивались яблони.
В европейских городах блошиные рынки уже давно превратились в туристические места. Однако то же самое нельзя сказать о наших рынках. Зачастую казахстанские старьевщики продают вещи в очень плохом состоянии. При этом весь товар обычно выставлен на земле. Но, несмотря на портящий вид города рынок, жители города уже давно привыкли не замечать их. А иногда горожане даже прибегают к их помощи, если ищут «советские» самовары или книги в старом переплете.
Саяхат, час пик и люди голосующие вдоль дороги — это картинка, к которой жители города привыкли уже давно. Здесь попутка не средство экономии денег, а целая культура. Некоторым жителям города нравится останавливать такси вдоль дороги, не прибегая к современным сервисам как Uber или Яндекс. Однако эту культуру не разделяют другие участники движения. Поэтому в последние годы стражи порядка стали чаще штрафовать как «бомбил», так и людей, голосующих вдоль проезжей части. Ведь безопасность важнее городской культуры.