Директор Агентства мониторинга и анализа автомобильного рынка Артур Мискарян представил краткий анализ ситуации на казахстанском рынке. Оценив все возможности и текущую экономическую ситуацию, эксперт рассказал, как складывается цена на автомобиль и почему в Казахстане они стоят дороже, чем в США, Японии и других странах. Как выяснилось, все дело в производстве и маркетинге, которые дешевле никогда не будут. Подробнее читайте далее на Press.kz.
Итак, два фактора: производство и маркетинг. В первом случае эксперт рассказал о степени влияния локализации производства в стране.
Условно говоря, если у нас 30% автомобиля производится в Казахстане, то они отвязаны от валютного фактора своей стоимости, а остальные 70% напрямую зависят от валютного фактора. Это очень ярко было видно до 2015-2016 годов и во времена девальвации, которую мы видели несколько раз у себя в стране. То есть, когда мы говорим о маркетинговых факторах, у разных производителей в разных регионах есть своя политика маркетинговая. От этого зависит, например, комплектация автомобиля и технические спецификации автомобиля. Один и тот же автомобиль, комплектация которого на двух разных рынках, например, называется одинаково, по техспецификациям эти два автомобиля могут отличаться, — пояснил Мискарян.
В качестве примера он привел один из самый популярных брендов на рынке Казахстана — Toyota. Например, для стран Северной Америки автомобили этой марки поставляются всегда без противотуманных фар, что уже удешевляет стоимость авто, хотя и комплектация по названию идет такая же, как и в Казахстане. Такой подход к сборке автомобиля продиктован особенностями местности и потребностями покупателей, на основании которых компания и формирует уже комплектации автомобилей. Другой немаловажный фактор — количество покупателей. Например, только в США компания Toyota в 2022 году продала 2,4 миллиона автомобилей. И это при условии, что в штатах стоит несколько заводов японской компании.
И надо понимать, что в Штатах работает несколько заводов Toyota, главный из которых находится в Кентукки, где автомобили производятся, во-первых, сотнями тысяч и это только для рынка Северной Америки, и там на самом деле у производителей есть ряд преференций. Это первое. Второе — очень важно понимать, что есть такой критерий, как стоимость автомобиля, ну то есть, тот ценник, за который мы автомобиль покупаем, либо тот ежемесячный платеж по кредиту, который мы каждый месяц в банк вносим. Кроме того, есть еще такой фактор, как стоимость владения автомобилем и в этом смысле государство может разными способами регулировать, ну грубо говоря, ценовые параметры в разных странах. Если мы рассуждаем, например, о Штатах, или о каком-то другом рынке, то надо понимать, что в США есть определенные законодательные требования к страховым компаниям и определенные тарифы по страхованию автомобилей, которые также как и у нас регулируются государством. И если у нас мы можем на год зарегистрировать/застраховать автомобиль за 12-15 тысяч тенге, то в Штатах в месяц нужно платить 100 долларов за страхование автомобиля и это не будет страховка-каско, а обычная, — добавил эксперт.
Также сказывается на высокой цене автомобиля стоимость сервисного обслуживания и норма часов дилеров, что уже не так зависит от госрегулирования, а больше полагается на политику самой компании. Сюда входят условия гарантии нового автомобиля, например.
Когда мы говорим о такой вещи как «локализация производства автомобилей», то надо понимать, что вообще этот вопрос относится не только и не столько к автопроизводителям, это на самом деле еще зависит в целом от уровня развития бизнеса. Грубо говоря, вы — какой-то бренд, который занимается производством автомобилей в Казахстане, давайте сейчас назовем какой-то условный бренд, которого на нашем рынке нет. Fiat, например. Вы Fiat, у которого завод, например, в Актау. Вы хотите сделать локализацию больше, чтобы автомобили продавать дешевле, чтобы за счет этого захватить большую долю рынка. Соответственно, у вас два варианта: либо сейчас инвестировать свои или заемные деньги и создавать здесь производство автокомпонентов, либо находить местных поставщиков, — считает директор агентства.
Второй вариант для производителя легче, но тут компании сталкиваются с тем, что местные производства либо вообще не делают необходимые вам комплектующие, либо они не дотягивают до стандартов качества компании. В результате производитель заказывает необходимые детали за границей, что и увеличивает стоимость автомобиля.